Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf
Вся программа изменилась в сторону того, чтобы формировать в детях «российские духовно-нравственные и социокультурные ценности с учетом их возрастных особенностей».
В этой статье мы ставим для себя задачу – рассмотреть, какие результаты должен показывать ребёнок пяти лет в сфере нравственно-эстетического воспитания.
В федеральной образовательной программе представлены несколько направлений воспитания, но здесь мы остановимся на духовно-нравственное и эстетическое направление. И в первую очередь докажем, почему эти две сферы нельзя рассматривать отдельно друг от друга.
Нравственные ценности дошкольник приобретает через взаимодействие со взрослыми. Он осваивает их социокультурный опыт как с точки зрения личности, так и в культурном и историческом плане. Через картины, музыку, сказки, мультфильмы дети способны понять “как можно, а как нельзя”.
Нравственное воспитание без эмоциональной составляющей и эстетического отношения к реальности не сформирует в дошкольнике внутренние стимулы к соблюдению норм морали. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание нельзя рассматривать отдельно от эстетического.
Эстетическое направление – должно развивать любовь к прекрасному во всём окружающем, мотивировать детей творить. Всё это влияет на эмоциональную сферу личности, а впоследствии на становление нравственности и духовности.
Перейдём к результатам, которые должен показывать пятилетний ребёнок.
В программе чётко выделено, что требование от детей дошкольного возраста конкретных достижений недопустимо. Поэтому предложенные результаты – это лишь целевые ориентиры, к которым нужно стремиться при воспитании детей.
Опираясь на эти ориентиры, мы можем сформировать примерный портрет малыша в 5 лет, что он должен уметь, какими качествами обладать в сфере нравственно-эстетического воспитания.
Если говорить общими словами, к 5 годам дети стремятся к самостоятельности во всех процессах, проявляют интерес к миру. Как конкретнее мы можем описать этот возраст:
● Малыш уже может простыми словами рассказать о своём самочувствии.
● Стремится узнавать и соблюдать правила безопасности и здорового образа жизни.
● Способен на самообслуживание, ему хочется самому умываться, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками. Сам пересказывает знакомые сказки.
● Без напоминания ребёнок помнит о правилах вежливости, он внимателен к словам взрослых и стремится к познавательному общению с ними.
● Проявляет интерес к искусству – литературным произведениям, музыке, театрализованной деятельности.
● Эмоционально реагирует на персонажей, действия и события на произведениях искусства. Проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
● К этому времени у него уже есть какой-то накопленный художественно-творческий опыт, и он применяет его в самостоятельной деятельности. Способен создавать рисунки, постройки с использованием разных материалов.
Если обобщить всё вышесказанное, ребёнок в 5 лет становится более самостоятельным и к этой самостоятельности он испытывает большой интерес, это проявляется и в общении, и в игре, и во взаимодействии с искусством.
Ещё раз хотим обратить внимание – не стоит требовать от дошкольника чёткое соблюдение всех критерий по списку. В этом возрасте считается приемлемым показывать результаты с задержкой или опережением норм программы до 4-х месяцев.
Источник
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) / СПС КонсультантПлюс 1997-2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435832/ (дата обращения: 12.01.2023).
Вся программа изменилась в сторону того, чтобы формировать в детях «российские духовно-нравственные и социокультурные ценности с учетом их возрастных особенностей».
В этой статье мы ставим для себя задачу – рассмотреть, какие результаты должен показывать ребёнок пяти лет в сфере нравственно-эстетического воспитания.
В федеральной образовательной программе представлены несколько направлений воспитания, но здесь мы остановимся на духовно-нравственное и эстетическое направление. И в первую очередь докажем, почему эти две сферы нельзя рассматривать отдельно друг от друга.
Нравственные ценности дошкольник приобретает через взаимодействие со взрослыми. Он осваивает их социокультурный опыт как с точки зрения личности, так и в культурном и историческом плане. Через картины, музыку, сказки, мультфильмы дети способны понять “как можно, а как нельзя”.
Нравственное воспитание без эмоциональной составляющей и эстетического отношения к реальности не сформирует в дошкольнике внутренние стимулы к соблюдению норм морали. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание нельзя рассматривать отдельно от эстетического.
Эстетическое направление – должно развивать любовь к прекрасному во всём окружающем, мотивировать детей творить. Всё это влияет на эмоциональную сферу личности, а впоследствии на становление нравственности и духовности.
Перейдём к результатам, которые должен показывать пятилетний ребёнок.
В программе чётко выделено, что требование от детей дошкольного возраста конкретных достижений недопустимо. Поэтому предложенные результаты – это лишь целевые ориентиры, к которым нужно стремиться при воспитании детей.
Опираясь на эти ориентиры, мы можем сформировать примерный портрет малыша в 5 лет, что он должен уметь, какими качествами обладать в сфере нравственно-эстетического воспитания.
Если говорить общими словами, к 5 годам дети стремятся к самостоятельности во всех процессах, проявляют интерес к миру. Как конкретнее мы можем описать этот возраст:
● Малыш уже может простыми словами рассказать о своём самочувствии.
● Стремится узнавать и соблюдать правила безопасности и здорового образа жизни.
● Способен на самообслуживание, ему хочется самому умываться, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками. Сам пересказывает знакомые сказки.
● Без напоминания ребёнок помнит о правилах вежливости, он внимателен к словам взрослых и стремится к познавательному общению с ними.
● Проявляет интерес к искусству – литературным произведениям, музыке, театрализованной деятельности.
● Эмоционально реагирует на персонажей, действия и события на произведениях искусства. Проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;
● К этому времени у него уже есть какой-то накопленный художественно-творческий опыт, и он применяет его в самостоятельной деятельности. Способен создавать рисунки, постройки с использованием разных материалов.
Если обобщить всё вышесказанное, ребёнок в 5 лет становится более самостоятельным и к этой самостоятельности он испытывает большой интерес, это проявляется и в общении, и в игре, и во взаимодействии с искусством.
Ещё раз хотим обратить внимание – не стоит требовать от дошкольника чёткое соблюдение всех критерий по списку. В этом возрасте считается приемлемым показывать результаты с задержкой или опережением норм программы до 4-х месяцев.
Источник
Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) / СПС КонсультантПлюс 1997-2023. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_435832/ (дата обращения: 12.01.2023).