Выпуск № 62 (137) 2021

Шенкевич С.А. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством кейс-заданий в условиях дошкольной образовательной организации

Высшей ценностью и важнейшей основой активной жизни и благополучия человека всегда являлось здоровье. Проблема формирования здорового образа жизни вызывает большой интерес современного общества, так как сегодня отмечается тенденция ухудшения здоровья, особенно детей.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, понятие «здоровье» связывается не только отсутствием болезней и физических дефектов, а с состоянием полного физического, духовного и социального благополучия [3].
В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения здоровый образ жизни является гигиеническим поведением, базирующимся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия [2].
Сегодня педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске таких педагогических средств, которые бы отвечали современным требования и учитывали особенности дошкольников. В практике дошкольных образовательных учреждений активно используется потенциал кейс-технологии.
Кейс (с англ. – случай, ситуация) представляет собой разбор ситуации или конкретного случая, анализ конкретных ситуаций, «частного случая». Суть состоит в том, что в основе кейса используется описание конкретных ситуаций или случая [1].
Кейс-задания повышают мотивацию детей, развивают практические умения и навыки. Работу с кейсами рекомендуем строить согласно следующим этапам (рис. 1).

Рис. 1. Этапы работы с кейсами


При использовании кейса необходимо соблюдать ряд требований:
- соответствие четко поставленной цели;
- соответствующий уровень трудности;
- актуальность на сегодняшний день;
- иллюстрирование нескольких аспектов жизни;
- иллюстрирование типичных жизненных ситуаций;
- развитие аналитического мышления; провоцирование дискуссии;
- несколько решений.
Приведем примеры кейс-заданий, предлагаемых педагогами в ДОУ, для формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Например, предлагаем кейс «Зубная боль». Сначала педагог знакомит дошкольников с реальной ситуацией, он читает:
«Привет, привет мои друзья! А вот и я спешу напомнить о себе. Я страшная, я нудная, я сильная Зубная боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы, где не любят зубной порошок, едят много сладостей. Я люблю детей, которые грызут карандаши, ручки, колют зубами орехи. Вот уж теперь вы от меня не спрячетесь!»
Далее педагог показывает кейс-иллюстрацию: зубы темные, грустные. И спрашивает детей: Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами? С помощью вопроса педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.
После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация: зубы белые, веселые. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. После того как все дошкольники высказались, педагог ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путем обобщения материала (Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы). Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность:
- нельзя грызть зубами орехи;
- не открывать зубами бутылки;
- не есть одновременно горячую и холодную пищу;
- есть больше овощей и фруктов;
- полоскать рот после еды;
- чистить зубы утром и вечером перед сном, а также после сладкого;
- и обязательно не забудь раз в полгода сходить с мамой к зубному врачу, даже если у тебя ничего не болит.
Также предлагается использовать комплекс кейс-заданий «Галактика Физкультуры и спорта», где дошкольникам предлагается ряд заданий, выполнение которых позволяет переходить из одной планеты на другую.
«Планета Равновесия»
Кейс «Балансир». Детям нужно пронести по очереди книгу на голове до стойки, не уронив. Идти неторопливо, если уронили, поднять и пройти дальше. По окончании достать листок с игровым упражнением «Замри». Когда дети справились с заданием, им вручается конверт для перехода на «Планету Ловкости».
Планета «Ловкости»
Кейс «Донеси и не урони». Бадминтон – на расстоянии воланчик попадает в ведерко. Дети выстраиваются в колонну, ставится две корзины. В начале колонны корзина с мячиками, на расстоянии 4 м. ставится другая корзина пустая. Задача детей с помощью ракетки от бадминтона переносить шарики из одной корзины в другую. По окончании задания дети находят конверт в корзине.
Планета «Быстроты».
Кейсы:
- бег под вращающейся веревкой, дети стоят в кругу;
- прыжки по двое через скакалку.
Ответить на вопрос: Кто из животных самый быстрый на свете? (Гепард самое быстрое животное. Скорость гепарда может достигать до 130 км/ч, а разгон до 75 км/ч гепард набирает менее чем за 2 секунды.)
«Планета выносливости»
Кейс «Перетягивание каната». Формируется две команды. Дошкольники должны перетянуть канат. Подсказка на другую планету дается тем, кто выиграл. Значит они первые попадают на другую планету.
Планета Дружбы»
Кейс «Друг». Взяться за руки, встать в круг. Под музыку в центре круга педагог показывает движения с мячом в руках, их нужно повторить. Затем выбирает другого участника, передает мяч, он показывает движения.
Таким образом, кейс-технология является современным педагогическим средством, с помощью которого можно вовлечь детей в образовательный процесс, решая при этом комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач. Кейс-задания активно используются педагогами для решения задач по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1.       Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. № 4. 2010. С. 61-69.
2.       Международный терминологический словарь. М., 1996. 220 с.
3.       Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. Мн.: Книжный Дом, 2003. 435 с.