2023 2022
1 (219) 2023

Пушкарева Т.А. ПРОЕКТ «ЗНАКОМСТВО С НАРОДАМИ РОССИИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Введение: Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Именно в этот период формирования ребенка как личности важно формировать такие базовые понятия, как любовь, уважение, толерантность, привязанность, сочувствие, сострадание, гордость, патриотизм. Чувство Родины, гордость за нее начинается у ребенка с отношения к семье, окружающему миру, природе, а затем и родному городу, родной стране. Такие чувства не возникнут после нескольких бесед и занятий, а поэтому требуется систематическое воздействие на ребенка и во время занятий, и во время игр, и в быту. Ребенок старшего дошкольного возраста должен иметь четкие представления о России как многонациональном государстве, уважать их обычаи и традиции. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является неравнодушие и заинтересованность не только педагогов, но и родителей.

Актуальность данного проекта заключается в том, современные дети не имеют четких или имеют небольшие представления о своей Родине и ее истории, о своем родном крае, родном городе, о народах, проживающих на территории России, о национально-культурном наследии. Очень важно в сложившихся реалиях воспитывать у дошкольников не только любовь к родному краю, но и толерантность, уважительное отношение к другим нациям, их обычаям и традициям, культурному наследию.

Цель: расширять и обогащать знания детей о народах, проживающих на территории России.

Задачи:

- сформировать представление о России как многонациональном государстве.

- сформировать знания детей о различных видах жилищ, национальных костюмах, национальной кухне, национальных музыкальных инструментах, обычаях и традициях народов России.

-развивать интерес к чтению художественной литературы.

- пополнить развивающую среду дидактическими пособиями по данной теме.

- воспитывать уважение и толерантность к народам, проживающим на территории Российской Федерации.

-воспитывать чувство патриотизма.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители, социальные партнеры.

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь-декабрь).

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: групповой.

Ожидаемый результат:

- сформировать у детей представления о народах, проживающих на территории России;

- сформировать представления об обычаях и традициях народов России.

- развить интерес к обычаям и традициям народов России, их культурному наследию.

- воспитать уважительное отношение и толерантность к своей и другим национальностям.

- приобщать к совместной деятельности родителей.

Этапы проекта:

1. Подготовительный:

- подбор и изучение литературы по данной теме.

- определение целей и задач по данной теме.

- определение уровня знаний детей о народах России.

2. Основной:

- Беседы: «Земля - наш общий дом», «Россия–многонациональная страна», «Национальные праздники народов России», «Народные промыслы», «Кто где живет», «Мы такие разные…», «Национальные костюмы народов России». «Я, ты, он, она- вместе дружная страна», «Давайте знакомиться и дружить!», «Кто на чем играет», «Национальные блюда».

- Непосредственно образовательная деятельность:

ОО «Познавательное развитие» «Знакомство с народами России» (с использованием мультимедиа) (цикл занятий); «День народного единства».

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (лепка): «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»; «Каргопольская игрушка».

ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование): «Орнамент» (национальные орнаменты республик и регионов), «Укрась платочек/фартук/варежку»; рисование в стиле «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Мезенская роспись», «Жостовская роспись».

ОО «Речевое развитие: заучивание стихотворений национальных поэтов из разных регионов России (на русском языке); чтение произведений писателей из разных регионов России (на русском языке).

- Художественная литература: чтение народных сказок (бурятские, якутские, татарские, удмуртские, коми, тувинские, башкирские, дагестанские и др. на русском языке).

- Слушание фольклорных произведений;

- Дидактические игры: «Одень куклу», «Собери орнамент», «Собери флаг/герб», лото «Народы России», кубики «Достопримечательности России», «Найди пару».

- Подвижные национальные игры.

- Посещение музеев, галереи, центров культуры.

Пополнение РППС:

1. Картотека «Подвижные игры народов России».

2. Наглядный материал: «Национальные музыкальные инструменты народов России», «Национальная кухня народов России», «Национальные костюмы народов России», «Национальное жилище народов России», «Гербы и флаги республик».

3. Картотека «Сказки народов России».

4. Изготовление дидактических игр.

Работа с родителями:

Папка-передвижка «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Консультация «Как воспитать юного патриота».

Создание пособия «Сказки народов России» с иллюстрациями.

3. Заключительный:

- Создание учебно-наглядного материала «Народы России»;

- Театрализация народных сказок.

Используемая литература:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» // М: ЦГЛ, 2015г.

2. Новицкая М. Ю. «Патриотическое воспитание в детском саду», М: «Линка-пресс», 2002г.

3. Маханаева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» // М: Творческий центр «Сфера», 2010г.