2023 2022
2 (220) 2023

Княжева Н.А. ПРОЕКТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Проблема.

Дети не имеют достаточных знаний о домашних животных, их детенышах, о месте их обитания, питании, пользе, приносимой человеку.

Актуальность

Есть такие домашние животные, которые не могут жить рядом с человеком в квартире (лошадь, корова, коза и т.д) А любовь к животным у детей нужно воспитывать с раннего возраста. Поэтому проект позволяет расширять знания у детей о животных и о их содержании. Экологическое воспитание формирует поведение и ответственность детей за природу. А животные – это первый источник знаний о природе.

Задачи проекта:

- развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу).

- развитие у детей интереса к устному народному творчеству, русским сказкам о домашних животных.

- формирование умения слушать художественные произведения, запоминать небольшие стишки, отгадывать загадки.

- активизирование познавательно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов;

- воспитание у детей любознательности и чувства сопереживания к живым существам;

Ожидаемый результат.

- У детей будет сформировано понятие домашние животные. Дети правильно называют домашних животных и их детенышей. Знают, чем питаются домашние животные и как за ними ухаживать. Понимают, какую пользу домашние животные приносят людям.

- Повысится познавательный интерес к животным в целом. Дети изъявляют желание заботиться о домашних животных.

- Расширяются коммуникативные и творческие способности детей. Словарный запас станет шире.

- Родители включаться в образовательный процесс.

1-ый этап – Подготовительный.

1.Довести до сведения родителей и детей проблему.

2.. Подбор литературы по теме проекта.

3. Подбор художественной литературы, стихов, загадок по теме «Домашние животные».

4. Подбор демонстрационного материала наглядно-дидактических пособий, набор игрушек домашних животных.

5. Привлечь родителей к работе над проектом: изготовление фотоальбома «Домашние животные».

2-й этап – практический. Реализация проекта.

Содержание проекта

Д/и «Назови животное», «Кто лишний?», «Громко-тихо»

«Где моя мама?», «Кто, где живут?», «Кого не стало?», «Назови детенышей»,

Настольные игры: кубики, пазлы лото по теме проекта.

Сюжетно-ролевые игры: «На ферме». «Путешествие к бабушке в деревню».

Познавательное развитие

НОД «Домашние животные и уход за ними».

Наблюдения за домашними животными дома и на улице (особенности строения тела, повадки, что ест, кто ухаживает).

Беседа «Кошка и собака наши верные друзья».

Речевое развитие

НОД. Тема «Кто как кричит?»

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Составление рассказов «Узнай, кто я?»

Ситуативный разговор «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?» «Как я забочусь о домашних животных».

Дидактические игры: «Назови животное», «У кого кто?», «Назови ласково», «Кто как кричит?»

Художественная литература

Чтение «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба», Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплѐнок и утѐнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котѐнок», С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами».

Проговаривание потешки «Как у нашего кота». Заучивание «Хомячок», «У котёнка лапки- мягкие подушки», «Вышла курочка гулять».

Прослушивание аудио сказки А.Усачева «Умная собачка Соня»

Отгадывание загадок

Художественно- эстетическое развитие

Рисование

НОД «Мячики для котят»,

Трафареты, раскраски по теме проекта.

Лепка

«Миска для кошки»

Конструирование

«Загончик для Бурѐнки»

Физическое развитие

П/и с прыжками «Котята и щенята», «Воробушки и кот», с лазанием «Кролики», с бегом «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Лошадки», «Лохматый пес», «Птички и кошка».

Работа с родителями.

Рекомендации: «Читаем детям дома о животных»

Чтение детям произведений, загадок по теме проекта.

Опрос родителей: «Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?»

Консультации для родителей «Общение с домашним питомцем», «Животные – лучшие терапевты для вас и ваших детей»

Заключительный этап. Результаты проекта.

Фото-Выставка «Наши любимые домашние животные»

Изготовление фотоальбома по теме «Домашние животные»

В результате проекта:

1. У детей сформировалось и обогатилось представление о домашних животных. Дети узнают животное по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются детёныши домашних животных, как надо за ними ухаживать.

2. Изготовление фотоальбома позволило наглядно представить среду обитания домашних животных

3. Пополнился словарный запас детей.

4. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.

5. Дети стали любознательными, стали более бережно относятся к животным, проявляют заботливое отношение к ним.

Литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2003.

2. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Социализация», «Познание», Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. Воронеж: ООО «Метода», 2013.

3. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3- 5 лет. – М,: ТЦ Сфера, 2013.

4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада, - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002

5. Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года / Сост. Гербова и др. М.: Издательство Оникс, 2006.

6. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под редакцией О. С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.

8. Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2001 г.

9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова Л. П., Нилова Т. П.

Приложение №1

Познание.

Тема: «Домашние животные и уход за ними».

Цели: Расширить представления детей о внешнем виде домашних животных и о том, чем они питаются, какую пользу приносят человеку. Уметь различать разных животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия:

Беседа о домашних животных.

На столе из конструктора создана модель деревенской избы и изгородь с домашними животными. Воспитатель обращает внимание на постройки.

Воспитатель: приглашаю Вас отправиться в путешествие в деревню. На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей). Давайте отправимся на поезде.

Вот поезд наш едет, колеса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят.

Воспитатель: Вот мы и приехали (останавливаются возле постройки).

Посмотрите, стоит дом, а рядом возле дома за забором находятся животные.

А какие вы узнаете отгадав загадки:

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает молоко. (Корова)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Гладишь- ласкается,

Дразнишь – кусается,

Дом сторожит. (Собака)

Скажите, как можно назвать этих животных одним словом? Почему их называют домашними? Правильно, домашние – потому что живут рядом с человеком- хозяином. Хозяин заботится о них, ухаживает за ними, кормит, поит, убирает. А зачем человеку нужны домашние животные?

Воспитатель обобщает высказывания детей: лошадь перевозит тяжелый груз. Корова и коза дают молоко, из которого делают наш любимый йогурт, творог, сметану. Свинья дает мясо, из него изготавливают котлеты, колбасы, сосиски. Собака наш дом охраняет. А кошка еду от мышей сберегает.

Дидактическое упражнение «Покормим домашних животных».

Воспитатель: Сейчас наступило время кормить животных, Возьмите в руку по одной карточке с изображением корма и положите к животному, которое питается этим кормом (дети берут карточки с изображением корма и кладут к животному, изображенному на карточке).

Дидактическое упражнение «Кто что делает?»

Воспитатель: Обращается к детям:

Давайте поиграем. Я буду вам называть животное, а вы будете показывать действием это животное. Ребята, покажите, как скачут лошадки, как жует корова траву, как умывается кошка, как виляет хвостом собака.

Дидактическая игра «Найди детеныша».

Пока мы с вами играли все мамы домашних животных потеряли своих детенышей, мамы переживают и просят нас им помочь. Молодцы, ребята! Все мамы нашли своих детенышей.

Дидактическое упражнение «Кого не стало?».

Животные хотят с вами поиграть в прятки. Посмотрите внимательно на фигурки животных. Запомните их. А теперь отвернитесь, одно животное спрячется (прячу фигурку животного). Кто же спрятался?

(игра проводиться несколько раз).

Итог занятия:

- О каких животных мы говорили

- Почему их так называют?

Конспект НОД по рисованию «Мячики для котят»

Цель:: Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их.

Цель: Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их.

Задачи:

· Способствовать формированию интереса к рисованию разными материалами и способами;

· Продолжать изучать цвета (желтый).

· Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Две мягкие игрушки – котята.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка и окружность (мячик); поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

Ход занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение В. Берестова:

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что- нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг- скок! Цап- царап!

Не уйдешь из наших лап!

Педагог просит малышей угадать, кто сейчас придет к ним в гости.

Воспитатель:

Правильно, ребята, сегодня к нам в гости пришли два маленьких котенка. Котята очень грустные. Давайте спросим, что у них случилось.

Оказывается котятам скучно, им не во что поиграть. Во что любят играть котята? Правильно, в мячики. Но их мячики совсем не интересные- они бесцветные.

Ребята, давайте поможем нашим котятам стать веселее!

Воспитатель заранее готовит на столе для каждого ребенка альбомный лист, на котором нарисованы два котенка и окружность (мячик), предлагает нарисовать мячики для котят – сделать яркими и красивыми (методом Тычка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нашими котятами лежат совсем некрасивые мячики- они бесцветные. Поэтому наши котята и не хотят с ними играть. Давайте с вами вместе сделаем их яркими – раскрасим желтым цветом.

Педагог демонстрирует детям, как нужно держать поролон правой рукой, как набирать гуашь. Сначала предлагает малышам потренироваться- рисовать мячики сухим поролоновым тампоном в воздухе и на листе бумаги, а потом уже рисовать мячи поролоном с краской.

Физкультминутка «Котик».

Если кто то с места двинется,

(прыжок на месте)

На него котенок кинется.

(имитация- царапается)

Если что- нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг- скок! Цап- царап!

Не уйдешь из наших лап!

В процессе работы детей воспитатель помогает по мере необходимости.

В конце занятия педагог говорит детям: «Спасибо большое, ребята! Теперь наши котята веселыми- у них много красивых мячиков!»

Воспитатель предлагает детям принести рисунки на общий стол и рассмотреть их.

Приложение №2

Пальчиковая гимнастика

«Два козленка»

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)

Как то раз к кому- то в гости

Шел козленок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки)

А навстречу шел другой,

Возвращался он домой. (На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами- бух! На слово «бух»- хлопаем в ладоши)

И с моста в водичку- плюх! (Роняем руки на колени).

«Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«Поросята»

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идем» по столику или по коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросенок спинку о забор чесал. (Безымянные).

Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю поросяток я люблю («Фонарики»)

Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю поросяток я люблю (сжимает и разжимает кулаки).

Этот толстый поросенок носом землю ковырял, (средние).

Этот толстый поросенок что то сам нарисовал (Указательные).

Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю поросяток я люблю (сжимает и разжимает кулаки).

Этот толстый поросенок- лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руки сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Лошадка»

По дороге белой гладкой (все пальцы скачут по столу)

Скачут пальцы как лошадки

Цок- цок, цок- цок,

Скачет резвый табунок

Приложение №3

Загадки о домашних животных

Голодна- мычит,

Сыта- жует,

Малым деткам

Молочка дает. (Корова)

Гладишь- ласкается,

Дразнишь- кусается. (Собака)

Мохнатые лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит:

«Ме- ме- ме!

Дайте повкуснее мне. (Свинья)

СтихиКотенок.

Если кто то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что- нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг- скок! Цап- царап!

Не уйдешь из наших лап!

Щенок.

Хитроглазый мой щенок,

Шерстяные лапки….

Это кто у нас погрыз

Новенькие тапки?

В глазках вижу я ответ:

Нет, не я это, нет, нет!

Тапки сами в рот полезли

И нечаянно разлезлись…

Корова.

Представить невозможно!

Поверить нелегко!

Жует корова сено

А дарит молоко!

Лошадь.

Ты куда спешишь, лошадка?

У меня сутра зарядка!

Тороплюсь я в чисто поле,

Чтобы там побегать вволю!

Овечка.

Мимо нас прошли овечки,

Не сказали ни словечка…

Неужели у овечек

Не нашлось для нас словечек?

Барашек.

Приходите к нам, барашки,

Мы расчешем вам кудряшки,

Нет спасибо, бе- бе- бе,

Расчешите их себе.

Коза.

Непослушная коза

Смотрит прямо мне в глаза!

Сильно упирается…

Ей сарай не нравится.