2023 2022
1 (219) 2023

Катерова Т.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

В статье дано определение, описаны основные современные подходы — традиционалистские и модернизационные к осмыслению роли, значения и перспектив развития семьи. Представлена методика формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о семье как социальном институте, воспитания любви к своей семье и формирования ее образа. Ключевые слова: семья, социальный институт, образ семьи, формирование представлений.

Семья — что может быть столь же естественным и понятным, важным и необходимым? Всем известно, что она играет огромную роль в становлении и развитии личности, кроме того, она оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в обществе, и даже необходима для нормального государственного функционирования. Святитель Иоанн Златоуст утверждал: если разрушатся семьи — падут города и низвергнутся государства. Однако сегодня ситуация весьма неоднозначна, институт семьи оказался в эпицентре противоречий современного общества. В аксиологическом аспекте столкновение происходит между материальным и духовным, в научно-теоретическом — между традиционалистскими и модернизационными подходами. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. Кроме того, если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то семейное воспитание оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Не рассматривая биологические и физиологические основы необходимости наличия семьи для развития ребенка, сошлемся лишь на мнение доктора биологических наук В.Б. Слезина, которое полностью разделяем. Он утверждает, что для человека разумного как биологического вида присуще иметь семью и освященный обрядом брак [8]. Соответственно, вопрос, который в некоторых методических пособиях предлагают задать старшим дошкольникам: «Всегда ли была семья?», имеет однозначный ответ: «Всегда», если речь идет о homo sapiens. Остановимся немного подробнее на социальном значении института семьи. Человеческое существование и общение предполагает взаимодействие с другими людьми, в процессе которого возникают социальные структуры. Привычная фраза «семья — это ячейка общества» отражает чрезвычайно важное свойство этого социального института. Американский психолог Я. Морено (J. Moreno) (1892–1974), разработавший метод социометрии, писал, что социальный атом — это наименьший социальный элемент, но это не индивид. Наиболее устойчивым структурным компонентом человеческого общества, выработанным за всю его историю, была и остается семья. Неслучайно английский философ и социолог, один из основателей течения позитивизма Г. Спенсер (H. Spencer) (1820– 1903) определял семью как первичную единицу организованного общества. Она сочетает в себе свойства социальной организации, структурного компонента общества, социального института и малой группы. Семью характеризует уникальная посредническая роль в структуре общества и государства. Занимая срединное положение (личность ↔ семья ↔ общество), она является своего рода буфером между личностью и обществом, упорядочивая их взаимоотношения. Ее значение очень велико, поскольку автономная семья является гарантом прав личности и соблюдения законов, опорой свободы и собственности, бастионом и преградой для тоталитарных тенденций и идеологий, а также для индивидуализма и анархических тенденций в развитии общества. Иными словами, семья способна защитить индивидуум от общества и государства и мотивировать личность на удовлетворение общественных нужд и потребностей. Человеческое общество балансирует между двумя социальными крайностями — тенденцией государства к тоталитарности и тенденцией личности к индивидуалистической аномии. Понятие аномии (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) используется в социологии и социальной психологии. Оно было введено Э. Дюркгеймом (É. Durkheim) (1858–1917), а теория аномии разработана Р.К. Мертоном (R.K. Merton) (1910–2003). Понятие аномии обозначает нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом современного общества, противоречием между провозглашенными целями — богатство, власть, успех — и невозможностью их реализации для большинства. Аномия выражается в отчуждении человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Семья служит своего рода амортизационной основой, препятствующей прямому столкновению взаимоисключающих социальных тенденций, гармонизирующей взаимоотношения личности и общества. Что происходит в современных условиях? Анализируя состояние института семьи с точки зрения соотношения числа браков и разводов, доктор юридических наук, профессор Е.Б. Мизулина констатировала, что в начале XX в. в России на 100 браков приходился один развод, в 1950-е — 15, в 1970-е уже каждый третий брак заканчивался разводом, к началу XXI в. число браков и разводов стало почти равным [3]. В 2008 г., который, как известно, был объявлен в России Годом семьи, число разводов достигло 70%. За последнее время заметно сократилось и число регистрации браков. Все больше родителей лишаются родительских прав: в 2007 г. — 65 тыс., тогда как в 2000 г. — 40 тыс. Каждый третий ребенок рождается сегодня вне брака. К сожалению, в современных условиях далеко не все понимают сущность и ценность семейных отношений. В советский период значительная часть молодежи или совсем не получала информацию о семье или получала ее недостаточно. Справедливости ради следует напомнить, что коммунистическая идеология с некоторыми оговорками в целом относила семью к разряду буржуазных пережитков, обреченных на исчезновение. С середины 1980-х годов открытость информации по взаимоотношениям полов в условиях ложно понятой демократии и свободы имела следствием тот же эффект, что и полная не информированность. Внимание уделялось лишь интимным взаимоотношениям полов, но при этом почти не рассматривались социальные аспекты будущих супружеских обязанностей, вопросы эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений. Е.Б. Мизулина отмечает, что в течение XX в. институт семьи потерял жизнестойкость и способность к восходящему развитию [3]. Женщина перестала чувствовать свою главную роль — родительницы и воспитательницы детей, а мужчина — свою ответственность перед женой и детьми. В принципе, все достаточно закономерно. Современный человек «общества потребления» не видит и не может видеть в семейном образе жизни ценности и значимости. Анализируя теорию Гегеля, современный американский философ Ф. Фукуяма (F. Fukuyama) говорит об «историческом перспективизме» для мышления и общем предубеждении против «несовременного» образа мыслей [11]. В качестве примера он приводит позицию современной феминистки, которая считает преданность семье и дому, характерную для ее материи предшествующих поколений, забавным пережитком прошлого. Насколько для предыдущего периода добровольное подчинение женщины культуре с мужским доминированием было правильным, настолько же сейчас оно неприемлемо и представляет собой форму «ложного сознания», утверждает Ф. Фукуяма. Он также подчеркивает, что обитатель современной Америки, Франции или Японии большую часть своей энергии тратит на погоню за вещами — автомобиль определенного типа, спортивная обувь, модельное платье — или за статусом — правильный район проживания, школа или работа. Таким образом, стремление к получению удовольствия становится «социальным предписанием», а расточительность и безделье частично заменяют ценности, на что указывает Г. Мелицкая [2]. Столь прямолинейное и вульгаризированное применение принципов историзма приводит к выводу о том, что среди «современных ценностей» места семье нет и перспектив для развития тоже быть не может. Рассмотрим проблемы, имеющиеся в области теоретических исследований семьи. На сегодняшний день не существует общепринятых и общепризнанных определений семьи вообще, а тем более таких понятий как «полная семья», «благополучная семья». Социолог А.А. Тараданов в начале 2000-х пришел к неутешительному выводу о том, что не определен научный аппарат, не выделены параметры, нет критериев оценки полноты и благополучия семьи [10]. Он также обратил внимание на то, что теоретически проблемы семьи в России сегодня решаются преимущественно «абстрактно»: или с позиции ее общественной роли, как это было принято в советский период, или с позиции отдельно взятого индивида, как это принято на Западе. Прошло десять лет, но ситуация отнюдь не прояснилась. Рассмотрим традиционалистский подход. Наиболее ярко он представлен направлением фамилизма (доктор социологических наук А.И. Антонов и др.), согласно которому семье и семейному образу жизни придается огромное значение. Предполагается также, что благополучие отдельной личности и общества в целом невозможны без упрочения социального института семьи. С точки зрения фамилизма, кризисные тенденции, характерные для современного состояния семьи и семейных отношений, не являются следствием необратимых последствий процессов развития человеческого общества. Как справедливо полагает А.И. Антонов, семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей [9]. Хотелось бы обратить внимание на то, что основными категориями в понятии «семья» выступают межличностные отношения. Прежде всего, семью связывают, соединяют супругов, родителей и детей, делают их семьей отношения взаимной моральной ответственности и взаимопомощи. Аналогично оценивал семейные отношения православный философ И.А. Ильин (1883–1954). Он считал, что семьи распадаются не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее чувства взаимной духовной сопринадлежности, которое и превращает ее в «прочное и достойное единство». И.А. Ильин писал, что «половая потребность, инстинктивное влечение создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных (родителей и детей)» [1, с. 200]. Таким образом, следует учитывать, что институт семьи не только сочетает в себе психологические, биологические и социальные факторы, но и предполагает наличие духовного единства. Фамилизм подразумевает наличие триединства супружества-родительства-родства, если его нет, то возникает семейная группа или осколочные формы семьи, которые в полном смысле этого слова семьей не являются. К сожалению, такие формы семейных групп превалируют в России. Необходимо также учитывать, что родство предполагает наличие отношений как между поколениями (прародители, родители, дети), так и внутри поколения (братья, сестры). Групповые отношения определяются не только общими целями или задачами, но и наличием хотя бы трех членов группы. А.И. Антонов отмечает, что «для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое детей это лишь пара, двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первично групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы» [9, с. 593]. При уменьшении размера семьи в связи с сокращением числа детей сужается и обедняется структура социальных ролей в семье. Полный набор социальных ролей в семье выглядит следующим образом: отец, мать, муж, жена, сыновья, дочери, сын, дочь, братья, сестры, брат, сестра. Ему соответствуют только многодетные семьи с не менее чем двумя сыновьями и двумя дочерями, все остальные семьи будут являться неполными по комплектности, набору социальных ролей. Вспомним, к слову, и фольклорную формулу «7-Я», подразумевающую родителей и их пятерых детей и имеющую строгую историческую параллель, именно так и выглядела среднестатистическая российская семья на рубеже XIX–XX вв. Наряду с традиционалистскими направлениями существуют феминистские и модернизационные концепции. Для них характерно сведение проблем семьи к проблемам пола (И.Н. Тартаковская и др.) или понимание семьи как составной части домохозяйства, сужение проблем семьи до проблемы супружества, а также конструирование «нового облика семьи», моделей семьи, основанных на плюрализме форм брака или родительства (С.И. Голод и др.). В концепции постмодернистской супружеской семьи, описанной С.И. Голодом, есть и привлекательные стороны. Так, предполагается, что в супружеской семье признаются права всех членов семьи, а также будут предоставлены уникальные возможности для отхода от зависимых отношений и раскрытия всесторонних, богатых и многослойных отношений между супругами, родителями и детьми, родственниками и пр., необходимых для самореализации каждого из ее членов. В большинстве своем модернизационные концепции семьи размывают понятия как семьи, так и супружества. В моделях «семья-кооперация» (С.И. Голод), «семья-клуб» (французский социолог Л. Руссель (L. Roussel) юридически оформленный брак и «свободный союз» (сожительство) почти не различаются. Более того, такие модели допускают трансформационную направленность семьи, при которой имеется наличие сексуальных практик, параллельных постоянным супружеским отношениям, что сопровождается индивидуализацией, разобщенностью и снижением уровня взаимной ответственности. Следует отметить, что сожительство в последнее время становится все более и более привлекательным для молодежи, на что указывают социологи США, Западной Европы, России. Взять на себя смелость формировать у дошкольников образ семьи подразумевает в современных условиях колоссальную ответственность. Проведенные в 2021–2022 гг. исследования показали, что без четкой теоретической базы ничего не получается и не может получиться. Прежде всего, необходимо определение, что такое семья, затем — показатель, который позволил бы говорить о некоем объединении людей как о семье, исходя из его состава. Мы сформулировали следующее базовое определение: семья — это общность людей, объединенная системой взаимоотношений супружества, родительства, родства, совместной хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, осуществляющая физическое и духовное воспроизводство поколений, которое предполагает их преемственность, а также социализацию детей. Мы полагаем, что показателем семейных отношений может выступать один из вышеперечисленных компонентов: супружество, родительство или родство. Так, семья может состоять из супругов без детей, мамы и ребенка, дедушки и внука. К сожалению, современные ситуации слишком сложны и деликатны, чтобы позволить себе внушать детям примитивные сентенции, подобные этой: этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик — мама, этот пальчик — я, вот и вся моя семья. Простите, чья семья? А если у меня нет бабушки или дедушки? А если у меня есть и родители, и бабушки с дедушками, а к тому же еще брат, сестра и прабабушка? То чья это семья? Вообще, какие представления собирались сформировать у детей педагоги, используя этот стишок? В лучшем случае, никакие, хотели просто размять пальчики. Однако непродуманное использование педагогических инструментов может принести гораздо больше вреда, чем пользы. Этот пример приведен отнюдь не случайно: он иллюстрирует ряд серьезных проблем, возникающих при формировании у ребенка представлений о семье. Во-первых, не следует смешивать идеальный образ, модель семьи, к которой стремится человек, и реальную семью, к которой он принадлежит. Во-вторых, формирование элементарных представлений о семье как о социальном институте относится к сфере познавательного развития, в то время как вопросы отношения к своей семье полностью находятся в поле эмоционально-нравственного развития. Первый этап реализации задач формирования представлений о семье у детей дошкольного возраста на практике следует осуществлять в рамках методической деятельности в детском саду и самообразования педагогов. Можно провести семинары-практикумы («Понятие, значение, функции, история развития, структура семьи», «Как составить родословную?»), консультации («Методика формирования у детей дошкольного возраста представлений о семье в разных возрастных группах», «Проектная деятельность в процессе формирования у детей дошкольного возраста представлений о семье в разных возрастных группах»), круглый стол («Идеальная модель семьи, какая она?»). Остановимся на проблеме модели семьи. В условиях нескольких детских садов, а наша основная экспериментальная деятельность разворачивалась на базе МБДОУ «Детского сада № 83 «Ручеёк» города Чебоксары Чувашской республики, нам эту задачу решить не удалось. Помогли воспитатели из других детских садов, находящихся на территории Чувашской Республики. В течение учебного года 2021-2022 им предлагалось выполнить творческое задание — написать эссе «Семья моей мечты», описание которой можно было бы использовать в работе с дошкольниками. В общей сложности в таком своего роде соцопросе приняли участие 60 воспитателей. Особенно ценным являлось то, что они, описывая идеальную модель семьи, опирались на свой личный жизненный опыт. Их мнения оказались разнообразными: от полного отрицания возможности существования идеальной и даже благополучной семьи до утверждений о том, что именно их семья является и идеальной, и счастливой. Описания своих семей, которые респонденты охарактеризовали как счастливые (к сожалению, их оказалось только четыре), имели много общего, подтвердив тезис Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Женщины, которые оценили свою семейную жизнь как идеальную и счастливую единодушно подчеркнули роль мужа в сплочении и объединении семьи. Что бы ни говорили феминистки, а в счастливой семье муж — глава семьи, потому что он берет на себя львиную долю ответственности. В такой семье оба супруга работают на любимой и интересной работе, позволяющей им успешно реализовывать себя в профессиональной деятельности. Муж помогает во всем жене по хозяйству, активно участвует в воспитании детей. Домашние обязанности и заботы «делятся поровну». Они не жестко закреплены за членами семьи, а выполняются ситуативно, тем, у кого в данный момент есть время и возможность что-либо сделать, включая детей. Такая семья функционирует как единое целое. Респонденты также отметили, что отношения взаимопомощи, взаимной поддержки, основанные на любви, помогают преодолевать любые материальные трудности, что для счастливой семейной жизни роскошь необязательна, достаточно иметь самое необходимое: жилье, возможность безбедно содержать детей, дать им образование. На основе эссе и научно-теоретических данных нами была создана примерная модель семьи — составлен рассказ от лица мальчика 5 лет (занятие в средней группе «Мы получили письмо») [5]. Круглый стол для педагогов «Идеальная модель семьи, какая она?» можно провести в игровой форме, используя настольную игру «Семейное древо» (автор идеи Е. Комиссарова), созданную в рамках детского обучающего проекта «Мозаикум» [7]. Персонажи, изображенные на карточках в этой игре, охватывают больше века российской истории — старший родился в 1901 г., младший — в 2012. Авторы также включили все возможные социальные слои от дворников до программистов и от священнослужителей до ученых. Можно также рекомендовать эту игру и родителям воспитанников для семейного досуга. Концептуально игра «Семейное древо» и предлагаемая нами методика очень близки: отвлеченная, можно сказать, даже фантазийная модель семьи служит основой для формирования интереса к своей семье, ее истории, традициями т.д. На следующем этапе организации взаимодействия и сотрудничества родителей нужно проинформировать о целях и задачах педагогической деятельности. Не всегда работа по формированию представлений о семье у дошкольников встречает понимание и одобрение со стороны членов семей воспитанников, подчас ее воспринимают как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь, поэтому важно объяснить родителям, что главное — это воспитание любви и уважения к своим родным и близким. Необходимо обратить внимание на то, что любить своих родных и близких нужно учить ребенка с первых лет его жизни, потому что эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой. Принять, полюбить свою семью, своих родных, родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение очень важно. В детском саду внимание акцентируется отнюдь не на составе семей воспитанников или межличностных внутрисемейных отношениях, а на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких. Можно использовать достаточно традиционные формы работы информационного характера. Общие сведения озвучиваются на родительских собраниях, размещаются на тематических стендах. Целесообразно подготовить листовки и буклеты, предназначенные для каждой семьи, которые поясняют и конкретизируют задачи и содержание образовательной работы с детьми. Начать такое взаимодействие можно на самом первом родительском собрании «Давайте познакомимся», организованном в неформальной обстановке, на котором родители знакомятся с воспитателями, узнают о том, кто они, каковы их увлечения и интересы, образование и опыт работы, а педагоги получают информацию о членах семей воспитанников. И только после того, как цели и задачи восприняты педагогическим коллективом, а со стороны родительской общественности нет возражений, присутствует интерес и ощущается поддержка, можно начинать формирование представлений о семье у детей. Причем работа должна осуществляться в условиях постоянного контакта с родителями. Более того, семейная тематика в образовательном процессе детского сада может служить основой для выстраивания сотрудничества с семьями воспитанников [4]. Формирование у младших дошкольников представлений о семье целесообразно осуществлять в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья», «Дочки-матери» [6]. В процессе игры возникает игровая модель семьи, на занятиях воспитатели могут рассказать о сказочной семье. Родителей нужно попросить внимательно относиться к вопросам детей о родственных отношениях, постараться объяснить малышам, кто кому кем приходится. Взаимодействие с членами семей воспитанников должно включать также консультирование их по вопросам развития игрового замысла ребенка, творчества в игре, создания развивающей среды дома. Родителям также важно знать, в какие игры и как играть с ребенком, какие игрушки наиболее интересны в определенном возрасте, во что играет их сын или дочь в детском саду. Кроме того, необходим обмен опытом, возможность обсудить проблемы и сложности, сделать это позволяют мастер-классы. Их может проводить воспитатель, педагог-психолог при активном участии родителей и желательно совместно с детьми. Решение практически каждой из задач (воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать); учить называть свое имя, фамилию, имена членов своей семьи; обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка); формировать представления о том, что члены семьи заботятся друг о друге) связано с проектной детско-родительской деятельностью. Так, в работе уже с детьми младшего дошкольного возраста можно начать составление семейных альбомов. В процессе работы с семейными фотографиями возникают различные идеи — проведение фотовыставок, фотоконкурсов, например, «Мой ребенок», «Семейный портрет», «Воспоминания о лете». Желательно, чтобы в группе были вещи, сделанные руками родителей (платье для куклы, машинка и пр.). Такие предметы способствуют адаптации ребенка, только что переступившего порог детского сада, потому что хранят тепло родительских рук, создают своего рода эффект присутствия близких ребенку людей, напоминают малышу родной дом. Наряду с этим они имеют воспитательное значение, приучают детей уважать труд своих родителей, гордиться ими, тем, как много они умеют делать. В работе с детьми 3–4 лет, будь то игра или занятия, не стоит затрагивать личный жизненный опыт ребенка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребенок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только свое имя и фамилию, но и имена своих родных. Необходимо использовать различные игровые ситуации («Теремок», «Давай познакомимся», «Как тебя зовут?» и др.). Важную роль в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о семье и усвоении ими слов, обозначающих родственные отношения, могут сыграть традиционные, но, к сожалению, забытые в наши дни народные потешки, пестушки, прибаутки [5]. Средний дошкольный возраст является очень важным — ключевым в ознакомлении дошкольников с семьей как с социальным институтом, поскольку у детей пятого года жизни предполагается сформировать элементарные представления о семье, а также определить доступные для них семейные обязанности. Применительно к модели семьи мы предлагаем в работе с детьми использовать следующее определение: семья — это родители — мама, папа, дети — братья и сестры, бабушки и дедушки. Семьи, как и люди, все разные — бывают большие, а бывают маленькие. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково. При этом важно подчеркнуть, что у всех детей в группе есть семьи, и все они совершенно разные, непохожие друг на друга. Проиллюстрировать разнообразие состава семей и помочь в усвоении родственных отношений могут дидактические упражнения, в частности «Семейный хоровод», «Где-то в шумном городе» [5]. Хотелось бы предостеречь педагогов от возможных методических ошибок, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с семьей. Следует учитывать региональные и культурные особенности, а также индивидуальную ситуацию в семье каждого конкретного ребенка, посещающего детский сад. От выявленных обстоятельств зависит и то определение семьи, которое мы предполагаем дать детям. В большинстве случаев не следует внушать детям, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. К сожалению, в современных условиях дома взрослые крайне редко беседуют с детьми о родственных отношениях, поэтому в среднем дошкольном возрасте у них еще отсутствуют представления о том, что такое семья, кто такие члены семьи. Кроме того, в силу определенных возрастных особенностей развития мышления дошкольники пятого года жизни любую информацию воспринимают, как правило, довольно прямолинейно. В результате ребенок начинает считать членами своей семьи соседей по квартире, а бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, живущих отдельно, напротив, исключает из состава своей семьи. В связи с этим воспитателю необходимо тщательно продумывать и отбирать содержание материала как для фронтальных занятий, так и индивидуальных бесед о семье, стараясь избегать явных противоречий. Детей пятого года жизни интересует социальный мир, разнообразие деятельности человека и профессии людей. Соответственно, информационно-консультативные материалы для родителей могут содержать рекомендации о том, как побеседовать с ребенком о своей работе, поделиться своими интересами, приобщить к своим увлечениям. Проектная деятельность также призвана рассказать о профессиональной деятельности родителей и их хобби. Для дошкольника важно увидеть во взрослом человеке, особенно если это мама или папа, личность яркую и многогранную. Сотрудничество с детским садом, совместные мероприятия способствуют тому, что родители знакомятся между собой, сплачиваются, создают родительские объединения, клубы, проводят мастер-классы, в ходе которых не просто рассказывают о своей профессии или хобби, но и делятся секретами мастерства — учат детей рисовать, составлять букеты, мастерить игрушки, знакомят с событиями русской истории. Старших дошкольников можно познакомить с историей семьи — родословной. Начинать эту работу нужно с взаимодействия с родителями воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций: «Родословная — традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно разработать памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, весьма многообразны. Так, например, детям необходимо разобраться в родственных отношениях — кто кому кем приходится, например, бабушка — мама папы или мамы, тетя — сестра отца или матери, терминах родства. Ребенку интересно узнавать о трудовой деятельности, профессиях взрослых членов семьи. Можно предложить следующие примерные темы для детско-родительских проектов по истории семьи: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи», «Эмблема семьи». Детей старшего дошкольного возраста необходимо познакомить с семейными традициями. К ним можно отнести имеющиеся семейные альбомы, семейное видео, любимые песни, семейные предания, в том числе забавные случаи из жизни членов семьи, любимое блюдо, семейные увлечения, хобби, спорт в семье, семейные праздники, семейный отдых. Познакомить детей с семейными традициями можно на занятии, а лучше в процессе проведения совместного досуга детей и родителей. Работа по составлению родословной в детском саду строится в два этапа. В старшей группе осуществляется первый этап, который предполагает совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, на основе систематизации и обобщения знаний и представлений о семье дети выполняют творческую работу — самостоятельно создают образы своих семей. Так, постепенно в результате систематической работы педагогического коллектива детского сада в тесном взаимодействии с родителями и при их деятельной поддержке у дошкольников формируются элементарные представления о семье как социальном институте и образ своей семьи. В заключение хотелось бы привести в качестве примера рассуждения детей подготовительной к школе группы МБДОУ «Детского сада № 83 «Ручеёк» города Чебоксары Чувашской Республики (воспитатель Николаева Ирина Александровна, март 2022 г.) о том, что такое семья и зачем она нужна. Богдана А. (6 лет 2 мес.). — Семья — это когда все вместе, люди. Человеку нужна семья, потому что одному ему будет скучно. Милана Щ. (6 лет). — Семья — это когда есть кто-то родной. Если ты будешь один жить, то тебе будет скучно. Семья нужна, чтобы помогать, потому что тебя нужно куда-нибудь отводить. А если никого не будет, то некому помогать, тебе тяжело будет все делать одному. Аделия К. (6 лет 3 мес.). — Конечно, нужна человеку семья. А как же, он родился, ведь он сначала маленький, потом он же не может, маленький, один расти. Конечно, ему нужны мама и папа. А как он будет себе еду делать, он ведь не умеет еще? Он не может это уметь, такого не может быть. Маленькие, если только родились, не могут о взрослых заботиться. А потом, когда дети подрастут, они тоже могут заботиться, когда мама или папа заболеют, но только, когда подрастут. Егор А. (6 лет 4 мес.). — Семья — это, когда у ребенка есть папа и мама, бабушка и дедушка. Семья нужна, а вдруг ребенок не знает, куда пойти, и заблудится. Софья Г. (6 лет). — Семья — это когда мама, папа, дочка. Семья очень нужна. Моя мама не могла бы без дочки. Дима Г. (6 лет 1 мес.). — Нельзя жить без семьи. Без мамы и папы нельзя. Они зарабатывают деньги. И вещи нельзя купить, и еду нельзя купить. — Семья — это значит дружно жить. Эмилия И. (6 лет). — Семья — это значит много людей. Много — это, когда гости приходят. — Может, нужна семья, может, не нужна. Мне — нужна, чтобы одному дома не сидеть и не грустить. У меня есть папа, мама, бабушка, Миша. Миша — это брат, он большой. Он живет отдельно, к нему нужно на метро ехать. Есть братик — он совсем маленький, Владик, он только ползает. Софья С. (6 лет 3 мес.). — Семья — это когда много людей, когда они знакомы, когда никого не обижают. — Семья нужна каждому человеку, человек не может жить без семьи. Если у него не будет мамы и папы, то человека просто не будет. Тут у меня маленькая семья — папа, мама, бабушка, дядя Сережа и тетя Лена, дядя Сережа мамин брат, а тетя Лена его жена, а вот в Канаше у меня есть крестная, подружки, там у меня все близкие. Шамиль С. (6 лет 2 мес.). — Семья — это где мама, папа, дети, бабушка и дедушка. Для человека важно, чтоб была семья.