2023 2022
2 (220) 2023

Кузнецова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

Нынешний век считается временем развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В этой связи особое внимание уделяется процессу непрерывного экологического образования, начальным звеном которого является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Большинство специалистов утверждает, что первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Что же понимается под термином «экологическая культура»?

Вопросы экологической культуры были подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году. Многолетнее изучение проблем экологического образования позволило ученым выйти на определение экологической культуры, которая связана с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности должна строиться на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем должна стать социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Участники конференции включили в понятие экологической культуры следующие компоненты: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; чувство ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические, этические, деятельностно-волевые аспекты жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Понятие экологической культуры стали рассматривать с культурологических позиций на конференции «Экологическая культура и образование», инициированной Российской академией образования в 1998 году. Участники конференции определили экологическую культуру как часть общечеловеческой культуры, отражающую взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. По мнению ученых, центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры должны стать обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде.

Изучение термина «экологическая культура» продолжалось и дальше. В результате сформировалось определение, которое приводится в работе В.Г. Кезина, где сказано, что экологическая культура человека представляет собой обобщенную характеристику, сочетающую знания различных аспектов экологически обоснованного взаимодействия общества и природы, эмоциональные переживания своего отношения и отношений других людей к миру природы, отраженные в практической деятельности по охране, сохранению, рациональному использованию и приумножению природных ресурсов [3].

Кроме того, заслугой современных ученых является определение структуры экологической культуры, которая наиболее полно, на наш взгляд, рассмотрена в работе О.М. Дорошко. Так, с точки зрения указанного автора, структура экологической культуры определяется единством таких компонентов, как: 1) культура отношения к природе (отражает экологические знания, накопленные человечеством); 2) культура отношения к обществу, к другим людям (отражает деятельностное начало личности, принципы организации деятельности на основе знания законов природопользования и прогнозирования последствий своего поведения для других людей); 3) культура отношения к самому себе (отражает личностную позицию, возможность самостоятельно принимать решения, наличие убеждений и потребностей экологически оправданного поведения в окружающей среде). В представленной системе в качестве ведущего компонента автор выделяет личность со своими взглядами, убеждениями и конкретными поступками. Именно она является субъектом управления процессами взаимодействия природы и общества. Поэтому для обеспечения выхода из имеющегося экологического кризиса требуется организация работы по формированию личности, обладающей высокой экологической культурой [2].

Таким образом, экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека, при этом начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

На сегодняшний момент в среде ученых сформировалось понимание сущности понятия «экологическая культура дошкольника». Так, Л.М. Мухамедшина трактует данный термин как постфигуративное овладение системой научных знаний об окружающей среде (т.е. будущие поколения учатся у предшествующих) и выработку субъективного отношения к природе и культуре, формирование экологически оправданной деятельности [4].

В свою очередь, Н.В. Бутенко под формированием основ экологической культуры дошкольника понимает процесс, направленный на синтез следующих элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения. Данный автор выделяет следующие компоненты экологической культуры дошкольника: когнитивный (формирование знаний, умений, навыков), эмоционально-мотивационный (формирование способности чувствовать и воспринимать природу), творческо-деятельностный (формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков в практической деятельности) [1].

С.Н. Николаева подчеркивает, что для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры имеет значение позиция исследователей, которые в качестве ключевых понятий экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии. Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. При этом для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержания большое значение имеет исходное понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией дошкольников. Основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой. Оно универсально с разных точек зрения: с экологической – распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической – применимо для любого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообществах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической – оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и поддержание определенных условий для них, т.е. практическую деятельность; с психологической – познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры [5].

Следует отметить, что процесс формирования экологической культуры у дошкольников будет эффективнее, если взрослые сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Не случайно поэтому, что вопросы воспитания экологически ориентированной личности являются одними из приоритетных направлений даже на правительственном уровне. Так, 5 января 2016 года Президент РФ В.В. Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год был объявлен в России Годом экологии. Цель этого решения: привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической среде. Подобные мероприятия проводятся и на региональном уровне. В частности, 15 декабря 2021 года губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Артюхов объявил 2022 год Годом экологии в нашем регионе. Итоги года по региону подведены 9 декабря 2022 года.

В рамках Года экологии в нашем МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» также были запланированы и реализованы мероприятия, перечень которых представлен на сайте нашего детского сада 23 сентября 2022 года. Например, в сентябре в подготовительной группе ребята в рамках реализации проекта «Защитники природы» выяснили, как человек влияет на Землю, узнали о профессиях, которые связаны с защитой природы – эколога, лесника, и о значимости этих профессий. В старших, подготовительных группах на занятиях «Осень золотая», «Осенние заботы животных и птиц», воспитанники рассматривали картины на осеннюю тематику, делали выводы и умозаключения, почему некоторые животные впадают в спячку, меняют мех, почему птицы улетают в теплые края. В свободной деятельности воспитатели организовали с детьми дидактические игры природоведческого содержания «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?», «С чьей ветки детки?», подвижные игры «Поймай листок!», «Перелет птиц», проводили беседы с обсуждением проблемных ситуаций «Можно ли разводить костер в лесу?», «О труде взрослых осенью», «Деревья – строительный материал», «Лес – наше богатство». В работе с детьми использовались произведения художественной литературы: С. Прокофьев «Сказка про маленький дубок», И.С. Соколов-Микитов «Осень», Е. Трутнева «По лесным тропинкам», Н.И. Сладков «Осень на пороге» и др. Проведены занятия: по рисованию «Золотая осень», «Рисуем пейзаж»; лепке – «Зайчонок», «Гроздь рябины»; аппликации – «Орнамент из листьев», «Осень». С привлечением родителей была организована выставка поделок из природного материала и овощей «Волшебный сундучок осени», а также изготовлены новые кормушки для птиц.

Представим также в качестве примера выдержку из тематического плана работы природоведческого содержания с детьми старшей группы.

Мероприятия

Задачи

Содержание работы

Методы и приемы

Задания детям

сентябрь

первая неделя

Наблюдение 1. «Что цветет на нашем участке?»

Наблюдение за цветущими травянистыми растениями

Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.

Беседа

Найти цветущие растения

Наблюдение 2. «Какие они – цветущие растения?»

Наблюдение за цветущими травянистыми растениями

Осмотр растений с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни).

Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.

Осмотр растений

Наблюдение 3. «Кто помогал цветам расти?»

Наблюдение за цветущими травянистыми растениями

Дети обсуждают, почему цветы росли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Все это было летом. Расти помогали солнце, дождь, земля и люди.

Беседа

Составить рассказ

Дидактическая игра «Что помогает растениям расти?»

Способствовать развитию у детей умения использовать модель в качестве плана рассказа.

Выбрать схему-карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям. (Свет, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек)

Игровая обучающая ситуация

Составить рассказ



Библиографический список

1. Бутенко, Н.В. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Н.В. Бутенко. – Ур. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2006. – 22 с.

2. Дорошко, О.М. Современные подходы к определению понятия «экологическая культура» / О.М. Дорошко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 9.

3. Кезин, В.Г. Экологическая культура и место экологических отношений в ее составе / В.Г. Кезин // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2014. – № 3. – С. 55–62.

4. Мухамедшина, Л.М. О сущности и содержании понятия «экологическая культура» / Л.М. Мухамедшина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 1. – С. 77–81.

5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2013. – 272 с.