Воликова А.В. Методическая разработка по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»
Цель занятия: Уточнить и расширить представления детей о многообразии геометрических фигур и их свойствах. Задачи: Образовательные: закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умение выделять их характерные признаки. Закреплять количественный счет в пределах 10, порядковый счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5; умение увеличивать и уменьшать число на единицу в пределах 5. Развивающие: мышление, внимание, память, речь, формировать навыки самоконтроля. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе. Методические приемы: наглядные, практические, словесные, игровые Формируемые УУД: формирование самостоятельности, инициативы, исследовательского стиля мышления посредством использования информационно-коммуникационных технологий; умения перерабатывать полученную информацию; способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать. Ресурсы для проведения занятия: мультимедийная презентация, аудиозапись, проездные билеты, геометрические фигуры белого цвета (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), индивидуальные листы-раскраски, мяч, письмо в конверте, записка в бутылке, базовый набор геометрических фигур на каждого ребенка, цветные карандаши, набор цифр до 5 на каждого ребенка. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Организационный момент. Собрались в большой мы круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Вводная часть Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо из волшебной страны «Математика», давайте его прочтем. (Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаем вас в гости, на наш великолепный остров. Обещаем, что вам не придется скучать. Жители страны «Математика») Воспитатель: Ну что, мы принимаем приглашение? Ответ детей Воспитатель: Тогда в путь! Только вот в чем вопрос, на чем же мы доберемся до острова? Ответы детей Воспитатель: Отличная идея. А поплывем мы на нем по широкому, бескрайнему морю. А что вы знаете о море? Физкультминутка «Море» Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка») А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи) Основная часть Воспитатель: Наше судно уже причалило, и нам пора занимать свои места на палубе. Занимать места мы будем согласно посадочных мест. Каждый из вас возьмет себе проездной билет. (На каждом билете изображена одна из геометрических фигур- треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник. Фигуры на билетах отличаются цветом и размером). Воспитатель: Посмотрите, на палубе есть несколько секторов, каждый из которых обозначен одной из геометрических фигур. Ваша задача отыскать свой сектор, используя изображение на своем билете, и занять место. Игра «Соотнеси по форме» Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Ну что, полный вперед! (Звучит аудиозапись «Звуки моря») Чтобы скоротать время в пути, я предлагаю вам поиграть. Игра «Пинг понг» Цель: закрепление порядкового счета в пределах 10. Воспитатель: Сейчас мы с вами посчитаем до 10, но считать будем по очереди. Одно число буду называть я, другое вы хором. Воспитатель: Молодцы! Отличная получилась игра. Игра «Подумай и ответь» Цель: увеличение и уменьшение числа в пределах 5 на единицу. Воспитатель: Продолжаем. Я скажу вам число и предам мяч одному из вас, а вы мне назовете число, которое на 1 больше (меньше) моего. Воспитатель: Отлично! Вы прекрасно справились с заданием! (Звучит аудиозапись «Крики дельфинов». Воспитатель обращает внимание на экран. На слайде появляется дельфин и бутылка с запиской) Воспитатель: Ребята, посмотрите! Дельфин нам принес послание, запечатанное в бутылке. Давайте быстрее откроем и прочтем. (Дорогие друзья! Мы очень рады встрече с вами. Мы очень забавные жители страны «Математика». Чтобы получить разрешение причалить к нашему острову, вам необходимо отгадать загадки и ответь на вопрос: «Кто мы?».) Воспитатель: Ну что ребята, разгадаем загадки? Ответы детей. Загадки. Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник). Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня … (круг) На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник) Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. Посмотрите, нас уже встречают. Как можно назвать одним словом всех этих жителей необыкновенного острова? (На экране появляются фигуры – отгадки) Ответы детей. Воспитатель: Совершенно верно. Это очень веселые и забавные жители страны «Математика». Они любят разные игры и хотели бы с вами поиграть. Вот вам и первая игра. Дети перемещаются за столы. Игра «Посмотри и повтори» Задание: Каждый ребенок, используя набор геометрических фигур, составляет картинку. Образец выводится на экран). Воспитатель: Отлично! Все справились с заданием. Геометрические фигуры вас благодарят за игру. (на экране выведены геометрические фигуры, появляется дополнительная фигура – овал). Посмотрите, к нам присоединилась еще одна фигура. Кто знает, как она называется? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Про него говорят так: Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг овал. Воспитатель: Ребята, а вы любите играть в прятки? Ответы детей. Воспитатель: Геометрические фигуры предлагают нам сыграть в прятки, прятки необычные, а математические. Игра «Кого не стало» Задание: На экран выводятся картинки с изображением геометрических фигур базового набора. Каждый слайд отличается от предыдущего одной фигурой. Дети внимательно смотрят на экран и угадывают какой фигуры не хватает. Воспитатель: Вот это прятки! А теперь, посмотрите внимательно на экран, сосчитайте все геометрические фигуры. Сколько их? Ответы детей. Кто стоит первым в ряду? Каким по счету стоит прямоугольник? Каким по счету стоит треугольник? Какая фигура стоит второй? Воспитатель: Отлично! Перед вами лежат цифры от 1 до 5, покажите мне цифру, которая обозначает количество всех изображенных геометрических фигур. Воспитатель: Молодцы! Продолжаем играть. Игра «Посмотри и покажи» Игра проводится в достаточно быстром темпе. На экран выводятся фигуры базового набора в определенном количестве. Дети считают фигуры на экране и показывают цифру, которая обозначает их количество. После чего слайд меняется на новый. Воспитатель: Вы отлично справляетесь! Геометрические фигуры очень довольны! Они приготовили для вас подарок – это раскраски. У каждого из вас будет картинка, которую нужно будет сделать яркой и красочной, следуя подсказке. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5 И фигуры называть: Вот квадрат, а вот кружок Треугольник и овал, А еще прямоугольник, И не трудно сосчитать Их по счету ровно пять. Индивидуальная работа с раскраской. Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас получились прекрасные картинки! Но нам пора возвращаться в детский сад. Прошу всех собраться на палубе. (Дети становятся в круг на ковре) Воспитатель: Отдать швартовые! Полный вперед! Физкультминутка «Морской мир». В море бурном, море синем Быстро плавают дельфины. (круговые движения от груди руками) Не пугает их волна Рядом плещется она. (покачивание туловища из стороны в сторону) Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (изображение движения рыбки руками) Вы дельфины не шумите, (грозят пальцем) Рыбку быструю ловите: Раз, два, три, четыре, пять (ходьба с хлопками в ладоши) Нужно рыбкам уплывать. (легкий бег по ковру) Итог. Воспитатель: Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось вам больше всего? Что было выполнить сложнее? Давайте похлопаем и поблагодарим друг друга за прекрасно выполненную работу. Электронные ресурсы: 1. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/morskaya-fizminutka.html 2. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html 3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-dlja-srednei-grupy-geometricheskie-figury.html 4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/10/22/zagadki-o-geometricheskih-figurah