2023 2022
1 (219) 2023

Нефедова Ю.В., Панфилова Е.В., Рязанцева С.Н., Хмелева И.В. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Развитие элементарных математических представлений – это важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой образовательной ступенью. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяют содержание образовательного процесса по формированию математических представлений, которое осуществляется через интеграцию образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, рассматривается в дошкольной педагогике как условие развития личности ребенка. Содержание обучения математическим представлениям и понятиям формирует характерные для познавательного интереса операции мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация).

ФГОС на сегодняшний день ставит перед педагогом новые требования в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогу необходимо использовать в своей работе современное мультимедийное и интерактивное оборудования, включая компьютеры, ноутбуки, сеть Интернет. Ведущее место в сфере использования прогрессивных технологий в ДОУ занимают интерактивные доски. Их поэтапное внедрение в дошкольных образовательных организациях делает учебную программу более захватывающей и познавательной. Мультимедийные устройства помогают с легкостью привлечь внимание ребенка к чему-то новому и неизвестному. Перед педагогом открываются большие возможности для моделирования различных ситуаций.

Нашу повседневную жизнь сложно представить себе без информационно-коммуникационных технологий. Использование их в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении ‒ это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Интерактивная доска включает в себя: дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, познавательные фильмы, творческие задания, совместную деятельность всех детей, обсуждение проблемных ситуаций. Доска единит множество демонстрационного материала, освобождая педагога от большого объема бумажных наглядных пособий, картин, плакатов, таблиц.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать образовательную деятельность яркой, наглядной, динамичной. Использование электронной доски позволяет повышать качество учебно-воспитательной работы и значительно экономит рабочее время.

Конечно, образовательную деятельность с дошкольниками нельзя строить только на использовании интерактивной доски, но даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей, сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Применение интерактивной доски при организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений способствует:

- активизации познавательной деятельности дошкольников, успешному усвоению математических понятий;

-развитию вариативности мышления, математической логики;

- направленности мыслительной деятельности воспитанников на поиск и исследование.

Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски при организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений. Экономия времени: заранее подготовленные картинки, схемы, текст позволяют экономить время, за счет чего повышается плотность занятия.

Наглядность и интерактивность. Благодаря этому дети активно и увлеченно участвуют в данном виде деятельности. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски становятся отличными помощниками в диагностике познавательного развития детей.

Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата, тем самым, снимая груз ответственности и страх за неправильно сделанное задание. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор, вместе находят ошибки. Все это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор.

Следовательно, использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия ‒ это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников дети быстрее усваивают всевозможные понятия, числа, формы, цвета.

Использование интерактивной доски в образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Библиографический список

1.Баракина, Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников /Т. В. Баракина [Электронный ресурс]. – [2020]. – https://kladraz.ru.

2.Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В.Роберт. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 367 с.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования- электронный ресурс // https://fgos.ru/