2023 2022
1 (219) 2023

Смолицкая О.В. ПЕСОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

В данной статье рассматриваются вопросы поиска новых направлений в работе дошкольного учреждения по развитию творческой активности дошкольников, представлены методические рекомендации по использованию песочного оборудования в работе логопеда.

Ключевые слова: арт-терапия, креативность, творческая активность.

Цель и задачи арт-терапии.

Целью индивидуальной и групповой арт-терапии являлось комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие. Психокоррекционные задачи включали:

· устранение или ослабление имеющихся у дошкольников поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций, импульсивности, агрессии.

Психопрофилактическими задачами выступали:

2) формирование у детей положительной самооценки, развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

При реализации ФГОС дошкольного образования необходимо учитывать:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Возможности освоения ребенком программы дошкольного образования на разных этапах её реализации в зоне ближайшего развития.

Новые требования в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении (6) требуют поиска новых направлений эффективного развития всех сторон личности дошкольника. Логопед дошкольного учреждения должен учитывать, что основная деятельность в данном возрасте- игра. Следовательно, развитие ребенка должно происходить в игровой деятельности.

Таким направлением в МБУ ДО «психолого-педагогическом центре «Помощь» г. Самара является применение песочных технологий при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Песочные технологии в настоящее время становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.

Песочная терапия позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребёнок решает задачи самовыражения, самоосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Громова О. Е. (3) считает, что игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают своё внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, игра даёт им богатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия.

Все игры с песком Н. А. Сакович (8) делит на три направления:

· Обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием.

· Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем детям познавать многогранность нашего мира.

· Проективные игры, способствующие осуществлению психологической диагностики, коррекции и развития ребёнка.

Е. В. Гарнова (1) утверждает, что все игры на песке основаны на следующих принципах:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Обязательно поощряем фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактых символов: букв, цифр, геометрических фигур и т. д. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли спасителя, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает её на песке с помощью фигурок. Так, ребенок в действительности убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии с дошкольниками даёт положительные результаты:

- значительно возрастает интерес к занятиям, появляется мотивация к новым знаниям;

- дети становятся более коммуникативными, устанавливают взаимоотношения со сверстниками;

- занятия создают для ребёнка ситуацию успеха, что способствует успешной социализации.

Творческая работа способствует снятию напряжения. Дети развивают мелкую моторику рук, а определяя необходимое количество песка, развивают глазомер и пространственное мышление.

Столы с ёмкостями для игр могут быть самыми разнообразными. Размеры песочницы 50 Х 70 Х 7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка.

Е. В. Ратникова (7) считает, что для проведения песочной терапии необходимо подобрать миниатюрные игрушки по следующим категориям: люди, животные, здания, мебель, средства передвижения, растительность и т. д., в соответствии с тематикой занятий. Также необходимо использовать различные предметы для манипуляций с песком: дощечки, грабли, лопатка, лейка, камушки, пуговицы и т. д. Игрушки надо располагать на полках так, чтобы каждая была видна.

М. Зейц (4) подчеркивает, что продолжительность подгруппового занятия составляет 25-30 минут, индивидуального __ 15-20 минут.

Оптимальное количество детей за одним песочным столом 1-2 человека. Наполняемость подгруппы 5-6 детей.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта логопеда и ребёнка.

ПРИМЕРЫ из практики.

Игры на развитие диафрагмального дыхания: «Что под песком?» (картинка засыпается тонким слоем песка, сдувая песок, ребёнок открывает картинку). «Выровняй дорогу» (для едущей машинки). «Помоги зайцу замести следы».

Словарная работа: «Кто больше назовёт?» (ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы и на каждое слово выкладывает игрушку, пуговку).

Грамматический строй речи: «Машинки»: на употребление предлогов к, между, за, перед. - местоположение своей машинки относительно других. «Чего не стало?»- сущ. в род. п. ед. ч. и мн. ч. (логопед стирает часть рисунков на песке).

Фонематические представления: «Спрячь ручки» (если услышал заданный звук- спрячь ручки!) «Два короля» (подарить игрушки или картинки королям, правившим твёрдыми и мягкими звуками: огонь, мышь, ночь, подъезд, объявление.

Связная речь: «Мой клад» - зарыть в песок предмет и описать его не называя, Кто догадался- откапывает.

Развитие мелкой моторики: пальцами рисуем круги от большего к меньшему внутри, пока не образуется точка в центре, теперь предложим украсить круги ракушками, камешками, пуговицами, игрушками.

Литература:

1. Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников / Е. В. Гарнова. - М.: - Изд. «ТЦ Сфера». 2014. - 62 с.

2. Грабенко Т. А. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры / Т. А. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: 2002. - 158 с.

3. Громова О. Е. Инновации — в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ О. Е. Громова. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2008. - 232 с.

4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке/ М. Зейц. - М.: ИНТ, 2010. - 94 с.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. №91 г. Москва.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении ФГОС ДО», г. Москва.

7. Ратникова Е. В. Игры на песке. Работа с семьёй и детьми / Е. В. Ратникова. - СПб.: Речь, 2013. - 135 с.

8. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2003. - 172 с.