Выпуск № 30 (105) 2021

Домаева Т.П., Степнова Т.А. Успешный педагогический проект в области «Физиче-ское развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Первые шаги в ГТО»

Метод проектов возник 1920 г. В США и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании, начало положил американский педагог Джон Дьюи. Он предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная технология предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
-         практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
-         самостоятельную деятельность воспитанника;
-         структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
-         использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
В практике нашего дошкольного учреждения используются следующие типы проектов:
- исследовательский проект
- творческий проект
- ролевой проект
- информационный проект
- практико-ориентированный проект.
Организуя исследовательскую работу в различных видах детской деятельности, педагоги нашего дошкольного учреждения столкнулись с проблемой традиционного отношения к её проектированию. Решая эту задачу, педагогический коллектив разработал алгоритм разработки проекта, который включает несколько этапов:
1. Выбор темы проекта и постановка целей и вовлечение дошкольников в решение проблемы.
2. Определение плана действий.
3. Сбор необходимой информации и материалов.
4. Реализация проекта (практическая работа).
5. Фиксация результатов.
Вашему вниманию, предлагаю успешный педагогический проект в области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста «Первые шаги в ГТО».
Проект «Первые шаги к ГТО»
Тип проекта: информационный, образовательный, практика–ориентированный.
Целевая аудитория участников проекта: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский персонал, воспитатели, педагоги, дети подготовительных к школе групп, родители, социальные партнеры СШ №2, МБУ «СШ «Молодость».
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации: октябрь 2016 - апрель 2017 год.
Актуальность проблемы.
Интеграция ВФСК «ГТО» в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1-й ступени (от 6 до 8 лет): дети подготовительных групп (6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК «ГТО». У детей необходимо не только развивать физические способности, но и формировать представление о ВФСК «ГТО».
Такой подход к организации физического воспитания, позволит мотивировать и вовлекать детей и родителей в систематические занятия физической культурой с учетом их индивидуальных, психологических и физических особенностей.
Обоснование проблемы: Неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми; о методах диагностики физической подготовленности детей. Недостаточность знаний родителей, педагогов о нормах ГТО. Недостаточное внимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Мониторинг апробации детьми подготовительных к школе групп норм ГТО I ступени не утешительный. При выполнении норматива №1 сгибание и разгибание рук в упоре, норматива №2 подтягивание на нижней перекладине, норматива №3 метание теннисного мяча в цель результаты очень низкие, так как в программу образовательной деятельности по физическому развитию детского сада не входят.
Всего 58 детей: Золотой 4% - 2 ребенка, серебряный 2% - 1 ребенок, не сдали 94% - 55 детей.
Анализ анкетирование «Что такое ГТО?» проведенного среди родителей и педагогов ДОУ получила следующие значения: всего 10% родителей и 27% педагогов владеют знаниями о нормативах ВФСК «ГТО». Из всего я сделала вывод о внедрении проекта «Первые шаги к ГТО».
Всего 72 родителя:
Владеют знаниями- 7 человек (10%);
Частично владеют знаниями – 5 человек (7%);
Не владеют знаниями – 60 человек (83%).
Всего 30 педагогов:
Владеют знаниями- 16 человек (54%);
Частично владеют знаниями – 6 человек (19%);
Не владеют знаниями – 8 человек (27%).
В результате полученных не утешительных результатов мониторинга, было решено разработать и внедрить проект «Первые шаги ГТО».
Цель проекта: приобщение к здоровому активному образу жизни, создание положительной мотивации у дошкольников для занятий физкультурой и спортом, в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Апробация норм ВФСК «ГТО» I ступени.
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать у дошкольников первоначальные знания о ВФСК «ГТО»;
- приобщать дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни;
- воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, позитивное отношение к занятиям спортом и физической культуре.
Для родителей:
- вовлекать родителей в работу по реализации проекта;
- создать условия в семье для развития двигательной активности детей, интереса к физической культуре и спорту.
Для педагогов:
- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросам ГТО;
- создать условия для повышения двигательной активности детей;
- формировать ценностное отношение к здоровью, активной гражданской позиции, желание сдать нормы «ГТО».
Ожидаемые результаты:
- стремление к формированию здорового образа жизни у детей, родителей и педагогов;
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- апробация норм ГТО всеми желающими участниками образовательного процесса;
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
- участие социума в спортивной жизни ДОУ;
- проведение Фестиваля ГТО для детей, для родителей и сотрудников ДОУ.
- выявление физической и психологической предрасположенности дошкольника к какому-либо виду спорта.
Как мы реализовали проект. Он состоял из 3-х этапов.
Пути реализации проекта:
1 Этап подготовительный (Аналитико-организационный)
Задачи: Постановка проблемы, определение цели и задач проектной деятельности. Разработка дополнительной общеразвивающей программы «Ступеньки начальной физической подготовки». Проектирование совместно организованной деятельности в условиях реализации в ДОУ проекта «Первые шаги к ГТО».
2 этап Основной (практико-ориентированный)
Задачи: Создание системы учебно-воспитательных мероприятий детьми, родителями и педагогами. Проведение мероприятий по апробации сдаче норм ГТО детьми, родителями, педагогами ДОУ.
3 этап Завершающий (систематизация и рефлексия)
Задачи: Анализ эффективности реализации проекта. Проведение «Фестиваля ГТО». Презентация проекта «Первые шаги к ГТО». Размещение материалов реализации проекта в СМИ.
В результате планирования проекта возникла необходимость в оптимизации режима:
1.Организация правильного питания.
Питание по 10-ти дневному меню.
Организация второго завтрака (соки, фрукты).
Строгое соблюдение питьевого режима.
2.Двигательная деятельность
Утренняя гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Физкультурные занятия.
Музыкально-ритмические занятия.
Оздоровительные игры на прогулке.
Физкультура на улице.
Бодрящая гимнастика после сна.
Физкультминутки.
Подвижные игры.
3.Праздники, досуги, оздоровительные забеги.
Совместно с родителями, педагогами и социальными партнерами.
4.Индивидуальная работа с детьми
5.Система закаливания
Водные процедуры.
Облегченная форма одежды.
Умывание рук и лица прохладной водой.
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
Дыхательные упражнения.
Психорегулирующие упражнения и игры.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Босохождение.
6. Детский фитнес.
Применения фитнес-технологий позволяют эффективно развивать физические качества дошкольников.
Был разработан План осуществления проекта
1 этап
1. На 1 этапе проекта было проведено Анкетирование «Что такое ГТО?» для родителей, педагогов.
2. Так же организовано медицинское обследование детей, куда входило анализ заболеваемости и состояния здоровья каждого ребенка.
3. Творческой группой, состоящей из методиста СОИРО, старшего воспитателя и инструкторов по физической культуре, была разработана Программы «Ступеньки начальной физической подготовки», я была соавтором.
4. Эта программа легла в основу образовательной двигательной деятельности с детьми подготовительных к школе групп, в различных формах, а именно: НОД, утренняя гимнастика, индивидуальная работа, деятельность в режимных моментах.
2 этап Основной
1. Во втором этапе была проведена начальная диагностика нормативов ГТО, которая показала низкий уровень умений детей в силовой подготовке.
2. Для повышения информированности детей, родители и педагогов были организованы видеосалоны «Что такое ГТО?» с использованием материалов из официального сайта ГТО.
3. При организации НОД в подготовке дошкольников к сдаче норм ГТО, было уделено большое внимание силовой подготовке (сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание на нижней перекладине), так как это был незнакомый норматив ранее детям.
4. При индивидуальной работы с детьми, я уделяла качеству и точности выполнения техники норматива.
5. Организация и проведение спортивных мероприятий, праздников «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спартакиаде наш салют», досугов, викторин, квест-игр, оздоровительные забеги способствовали создание положительной мотивации дошкольников к занятиям физкультуры и развитию физических качеств.
6. На протяжении многих лет мы плодотворно сотрудничаем с социальными партнерами - СОШ №2 и МБУ СШ «Молодость». Создания положительную мотивацию у дошкольников для занятий физкультурой и спортом, были организованы Мастер-классы от спортсменов колясочников по стрельбе из лука. Вовремя познавательная экскурсия в спортивную школу «Молодость», дети встречались со знаменитыми спортсменами Старого Оскола, это тренер по кикбоксингу Исаев Дмитрий Станиславович, Рудова Арина - мастер спорта по кикбоксингу, Хропенко Дмитрий - мастер спорта на байдарках и каноэ. Мастер-класс дал знаменитая спортсменка Толстых В.В., участница сборной команды ветеранов спорта в городе Старый Оскол и основоположница в Старом Осколе по кандинавской ходьбе.
7. Во время поведения тематической недели «ГТО в детский сад» были проведены квест-игры, с дошкольниками ходили в школу №2, где учителя физической культуры и ученики старших классов помогли организовать апробацию норм ГТО.
3 этап Заключительный
1. При проведении «Фестиваль ГТО», дети сдавали нормативы ГТО 1 ступени.
2. Проведение «Фестиваль ГТО. Педагоги за здоровый образ жизни», педагоги ДОУ сдавали нормы – прыжок в длину с места, наклон вперед, сгибание и разгибание рук в упоре, челночный бег и метание теннисного мяча в цель.
3. Проведение «Фестиваль ГТО. Родители за здоровый образ жизни» сдавали нормы – прыжок в длину с места, наклон вперед, сгибание и разгибание рук в упоре, челночный бег и метание теннисного мяча в цель.
4. Я, личным примером, показываю детям свою активная спортивную жизнь.
- участие в городских спортивных мероприятиях:
- зарядка со спортсменом,
- легкоатлетический забег,
- участие в круглом столе «ВСЕНА СПОРТ»,
- сдача норм ГТО. Имеет золотой знак ГТО VIII ступени.
5 Анализ реализации проекта показал, что
Всего 58 детей:
золотой знак - 11 детей (20%)
бронзовый знак - 17 детей (29%),
серебряный знак – 21 детей (37%),
не сдали - 9 детей (14%)
тем самым доказывая эффективность реализации проекта.
5. Размещение информации в СМИ и сайте детского сада о реализации проекта.
6. Рекомендации родителям по выбору спортивной секции для ребенка.
7. Организация регистрация детей 6-7 лет на сайт ГТО.
Перспектива развития проекта.
Этот проект продолжает свою жизнь, только реализую его с другими родителями и детьми.
Внедрение ВФСК «ГТО» в общеобразовательные организации и его наградная система прекрасно подходит для детей - его соревновательный дух и достижимые цели являются доступными и понятными каждому. Направленность комплекса «ГТО», общедоступность физических упражнений, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделают ВФСК «ГТО» популярным среди детей.
Тесное сотрудничество с родителями, с социумом в целях сохранения и укрепления здоровья детей, формирования потребностей в занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни, участие сдаче норм ВФСК «ГТО».