2023 2022
2 (220) 2023

Шнайдер В.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

В современной дошкольной системе образования, в связи с внедрением в воспитательно-образовательный процесс инновационных и развивающих технологий, происходит увеличение объема информации, которую получают воспитанники. Для успешного восприятия и усвоения объективных знаний от них требуется развитие познавательных способностей. Познавательные способности у старших дошкольников - это основа любознательности, интереса и пытливости ребёнка. Это выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в умении усвоить способ познания и применять его на другие материалы.

Однако у детей с общим недоразвитием речи имеются выраженные нарушения в структуре деятельности, самоорганизации, обусловленные недостатками мотивации и несформированностью устойчивого интереса. Поэтому, чтобы развивать познавательные способности у дошкольников с ОНР, необходимо возбудить интерес, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нём отчетливо выражена направленность на определённую область, к более глубокому познанию, к которому стремится ребёнок. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если ребёнок проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё обучение. Обладая огромной побудительной силой любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Развитие познания у детей дошкольного возраста предполагает новые знания и умения.

Вместе с тем, именно под воздействием экологической среды у детей с общим недоразвитием речи формируется возможность устанавливать, отражать объективно существующие в природе связи. А предметная «исследовательская» деятельность в уголке природы и на участке, свойственная ребенку, развивает познавательные способности к окружающему миру. Развитие познавательных способностей, в процессе работы с экологической средой, одно из условий для выработки отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.

Цель:
создание условий для развития познавательных способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экологической среды.

В соответствии с выдвинутыми целью, задачами работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Как показывают первичные результаты наблюдения, уровень познавательных способностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно высок.

На формирующем этапе была разработана и реализована система работы по развитию познавательных способностей детей старшего возраста с общим недоразвитием речи посредством экологической среды.

Данная система работы предполагает 3 этапа.

Так, на первом этапе происходит накопление впечатлений, выделение того или иного объекта природы из окружающего мира и на этой основе обнаружение простейших связей, отношений, зависимостей; делаются предположения по поводу своих действий, необходимых для решения стоящей перед дошкольниками познавательной задачи. Дети в группе обследовали природные объекты, осуществляли пробующие действия, наблюдали, рассматривали иллюстрации, комнатные растения, выполняли трудовые поручения в уголке природы, играли в дидактические игры «Найди такое же», «Где спряталась матрешка», «Угадай растение по описанию», фиксировали результаты в дневниках наблюдений.

На втором этапе происходит первичное упорядочивание полученных впечатлений об объекте природы, их систематизация, проверка вновь обнаруженных фактов, определение их места в системе уже имеющихся знаний. Совместно с педагогом дети производили разные познавательные действия с объектом: наблюдения, сравнения, эксперименты, сопоставления, классификация и др. В группе были организованы и проведены опыты с водой: «Тонет – не тонет», «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»; с воздухом: «Поймай ветер», «Воздух - невидимка», «Движение воздуха». Опыты и эксперименты с другими материалами: «Какие бывают ткани», «Ткань соткана из нитей», «Что тяжелее?», «Металл не плавает», «Металлические предметы притягиваются магнитом», «Дерево хрупкое», «Дерево теплое и не прозрачное». Дошкольники составляли описательные рассказы о комнатных растениях с помощью моделей, во время дежурства и работы в уголке природы опирались на схемы по уходу за комнатными растениями, составленными самими детьми.

На третьем этапе, осуществляется дальнейшее упорядочивание и структурирование знаний дошкольников об объекте природы: выявление более сложных отношений, связей и закономерностей, которые невозможно обнаружить, оставаясь лишь на уровне восприятия. Так в группе были созданы творческо-исследовательские проекты, в процессе которых дети экспериментировали: «Весна – веснянка», «Лес и его друзья», «Дубок». В процессе исследовательской деятельности старшие дошкольники «Хитрые семена», «Упрямое растение» научились определять растение по семенам и находить для их выращивания необходимые условия жизнедеятельности. Активное участие в воплощении замыслов своих детей принимали родители: совместные проекты и экологические праздники «Мои домашние питомцы», «Зимушка - зима», «Лес и его друзья», «Дубок».

Как показывают результаты повторного наблюдения, познавательные способности детей старшего возраста с общим недоразвитием речи возрос. Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику в изменениях уровня развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экологической среды. Показателем могут служить увлеченность познавательной деятельностью в уголке природы и на участке детского сада, проявление стремления, инициативы, самостоятельности при выборе средств, способов действий, постоянное стремление к получению новых знаний о разнообразном мире природы, т.е. к познанию.

Библиографический список.

1. Краузе Е.Н. Конспекты непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с 5 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 160 с.

3. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание 3-е, перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.

4. Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (с 5 до 6 и с 6 до 7лет) [Текст] /Н.В. Нищева,- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.- 405 с.

5. Основы специальной психологии: Учебное пособие студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.; Издательский центр «Академия», 2002. – 408 с.

6. Поддьяков, Н.Н., Сохин, Ф.А.Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков, Ф.А. Сохин - М., 1988. – 192 с.