2023 2022
1 (219) 2023

Зайцева М.О. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС ДО. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в свою очередь неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера [2]. Применение информационных технологий в образовательном процессе, формирование ИКТ-компетентности педагогов является обязательным требованием ФГОС ДОУ.

Внедрение ЭОР в логопедическую практику набирает обороты. Все больше детских садов приобретают компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, интерактивные столы, проекторы с экранами. Но наличие оборудования не обеспечивает повышения качества предоставляемых образовательных услуг без наличия соответствующего программного обеспечения [1]. Поэтому вопрос о подборе ЭОР и программ для работы педагогов дошкольного образования в настоящее время становится все более актуальным для организации деятельности.

Достаточно насыщенная информационная среда позволяет создавать и накапливать тот багаж медиапродуктов, который необходим в коррекционно-образовательном процессе. Все мультимедийные пособия можно разделить на группы:

Аудиальные. CD или МР3 диски без видеоряда, используемые для развития мелкой и общей моторики, проведения элементов логоритмики, для адаптации детей, для автоматизации разных групп звуков (логопедические альбомы Т.С. Резниченко,

О.Д. Лариной), предназначенные для коррекции звукопроизношения, развития языкового чутья, понимания смысловых и стилистических оттенков речи.

Аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации), содержащие видеоряд. Для эффективного усвоения предложенного материала используются интерактивные игры, анимационные мультфильмы, видеофильмы, образцы записей сказок.

Компьютерные программы для развития общих речевых навыков, связной речи (а также онлайн-игры из сети интернет), логического мышления, памяти, внимания, мышления («Лунтик», «Маша и медведь», фрагмент игры «Магазин» на интерактивной доске).

Компьютерные игры для развития речевого дыхания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков («Веселые игры для развития речи и слуха», «Домашний логопед», «Игры для Тигры», «Трудные звуки», «Учимся говорить правильно»). При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным детям помогут эти мультимедийные диски. Ребенок в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память.

Компьютерные игры для развития фонематического слуха и обучения грамоте («Скоро в школу. Учим буквы», «Читаем сами», «Лунтик учится читать», «Самолетики», «Читаем с пчелкой»). Красочные картинки, веселые стихи, увлекательные приключения с забавными героями помогают детям быстро выучить буквы, научиться читать и превращают занятия в веселую игру (фрагмент игры «Самолётики», с интерактивной доской ЛА, ЛО, Илья - «машина», игра «Поле чудес»).

Компьютерные программы для ознакомления с окружающим миром, развития общей осведомленности, расширения кругозора (например, «Уроки тетушки Совы», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»). Это уникальное собрание обширной информации по всем отраслям знания. Содержит сведения по всем областям науки, техники, литературе и искусству; всю важнейшую историческую, социально-экономическую, географическую информацию по всем странам мира. Все материалы сопровождаются фотографиями, аудио- и видео-иллюстрациями, схемами и таблицами. В таком виде процесс познания новой информации доставляет настоящее удовольствие, потому что ты не только читаешь сухие факты, но и смотришь, слушаешь.

Использование в коррекционной работе, образовательном процессе, ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией, познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Использование презентационных инструментальных средств позволяет, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Также мы сами создаем авторские мультимедийные презентации, игры, тестовые задания на основе возможностей PowerPoint.

Таким образом, применение инновационных средств обучения, в том числе и использование электронных образовательных ресурсов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Электронные образовательные ресурсы являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Библиографический список

1. Бражникова А.В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. Конф. Казань: Бук, 2016. С. 188-191.

2. Лаврентьева М.А., Мельникова Е.Е. Электронные образовательные ресурсы в логопедической практике // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-3. С. 520-524.