Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf
В настоящее время, формирование основ безопасности у дошкольника, как никогда актуальна и значима в условиях дошкольного образования.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Поэтому возникла необходимость научить ребенка – дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
При проведении игр необходимо сохранять все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры.
В своей работе опираюсь на содержании программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности у детей осуществлялась по разделам:
Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления – ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли – земля – наш общий дом, а человек – часть природы;
- правила поведения в природе (знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями);
- правила поведения при общении с животными;
- съедобное, несъедобное.
Ребёнок дома. Вэтом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей:
- огонь наш друг, огонь наш враг;
- опасные предметы;
- зимние забавы;
- опасные предметы дома (электрочайник, утюг);
- в детском саду (соблюдение правил поведения в детском саду);
- детям нужно это знать (о правилах пожарной безопасности).
Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи:
- бережем свое здоровье;
- как устроен мой организм;
- Мойдодыр (формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания);
- соблюдаем режим дня;
- правильное питание;
- закаливание;
- о правильном питании и пользе витаминов.
Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Ребёнок на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения:
- безопасность на дороге (подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения);
- правила поведения на улице;
- твои помощники на дороге - дорожные знаки;
- правила поведения в транспорте.
Работа, по формированию основ безопасности, проводилась один раз в неделю (во второй половине дня) в соответствии с перспективным планом. В нее включались дидактические игры, упражнения, рассматривание иллюстраций. Вся деятельность проводилась в тандеме с речевым материалом - для закрепления знаний программных задач и обогащения словарного запаса - это веселые стихи – предостережения, загадки сказки, в которых герои нарушают правила собственной безопасности, с помощью которых легче усваивался нужный материал. Все это концентрирует внимание, активизирует память, повышает познавательную активность детей, развивает кругозор, обобщает знания детей. Планирование всех видов деятельности объединялось одной темой, в рамках «Тематической недели» - «Наш город», «Наша улица», «Транспорт», что позволяло детям как можно лучше усвоить материал. Полученные знания закрепляли, не только в дидактических играх, но и в повседневной жизни, спортивных конкурсах, развлечениях. Чтобы усвоить нужный материал, активизировать внимание детей, побудить их к деятельности всегда создавалась игровая мотивация.
Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени. С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи привлекли родителей к активному участию в педагогическом процессе через:
- совместные рисунки, поделки для выставки;
- совместные рисунки для альбомов;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
- совместные развлечения и досуги;
- совместные прогулки;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
- выставки детских работ с родителями;
- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», и др.
Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, велась работа в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом - психологом, используя в работе следующие формы.
Опыт работы позволил сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:
- формированию чувства безопасности у детей;
- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развитию основ экологической культуры ребёнка, и понятия о ценности природы;
- предупреждению детского травматизма;
- развитию самостоятельности и ответственности.
Библиографический список:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст]– М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – с. 3-6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanie-osnov-bezopasnosti-u doshkolnikov.html.
3. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Учебно-методическое пособие по основам безопасности. изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
4. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.
В настоящее время, формирование основ безопасности у дошкольника, как никогда актуальна и значима в условиях дошкольного образования.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Поэтому возникла необходимость научить ребенка – дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
При проведении игр необходимо сохранять все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры.
В своей работе опираюсь на содержании программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности у детей осуществлялась по разделам:
Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления – ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли – земля – наш общий дом, а человек – часть природы;
- правила поведения в природе (знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями);
- правила поведения при общении с животными;
- съедобное, несъедобное.
Ребёнок дома. Вэтом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей:
- огонь наш друг, огонь наш враг;
- опасные предметы;
- зимние забавы;
- опасные предметы дома (электрочайник, утюг);
- в детском саду (соблюдение правил поведения в детском саду);
- детям нужно это знать (о правилах пожарной безопасности).
Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи:
- бережем свое здоровье;
- как устроен мой организм;
- Мойдодыр (формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания);
- соблюдаем режим дня;
- правильное питание;
- закаливание;
- о правильном питании и пользе витаминов.
Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Ребёнок на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения:
- безопасность на дороге (подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения);
- правила поведения на улице;
- твои помощники на дороге - дорожные знаки;
- правила поведения в транспорте.
Работа, по формированию основ безопасности, проводилась один раз в неделю (во второй половине дня) в соответствии с перспективным планом. В нее включались дидактические игры, упражнения, рассматривание иллюстраций. Вся деятельность проводилась в тандеме с речевым материалом - для закрепления знаний программных задач и обогащения словарного запаса - это веселые стихи – предостережения, загадки сказки, в которых герои нарушают правила собственной безопасности, с помощью которых легче усваивался нужный материал. Все это концентрирует внимание, активизирует память, повышает познавательную активность детей, развивает кругозор, обобщает знания детей. Планирование всех видов деятельности объединялось одной темой, в рамках «Тематической недели» - «Наш город», «Наша улица», «Транспорт», что позволяло детям как можно лучше усвоить материал. Полученные знания закрепляли, не только в дидактических играх, но и в повседневной жизни, спортивных конкурсах, развлечениях. Чтобы усвоить нужный материал, активизировать внимание детей, побудить их к деятельности всегда создавалась игровая мотивация.
Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени. С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи привлекли родителей к активному участию в педагогическом процессе через:
- совместные рисунки, поделки для выставки;
- совместные рисунки для альбомов;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
- совместные развлечения и досуги;
- совместные прогулки;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
- выставки детских работ с родителями;
- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», и др.
Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, велась работа в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом - психологом, используя в работе следующие формы.
Опыт работы позволил сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:
- формированию чувства безопасности у детей;
- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развитию основ экологической культуры ребёнка, и понятия о ценности природы;
- предупреждению детского травматизма;
- развитию самостоятельности и ответственности.
Библиографический список:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст]– М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – с. 3-6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanie-osnov-bezopasnosti-u doshkolnikov.html.
3. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Учебно-методическое пособие по основам безопасности. изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
4. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.