2023 2022
2 (220) 2023

Киреева Н.М. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

В настоящее время, формирование основ безопасности у дошкольника, как никогда актуальна и значима в условиях дошкольного образования.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Поэтому возникла необходимость научить ребенка – дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

При проведении игр необходимо сохранять все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры.

В своей работе опираюсь на содержании программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности у детей осуществлялась по разделам:

Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления – ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли – земля – наш общий дом, а человек – часть природы;

- правила поведения в природе (знакомство с опасными насекомыми и ядовитыми растениями);

- правила поведения при общении с животными;

- съедобное, несъедобное.

Ребёнок дома. Вэтом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей:

- огонь наш друг, огонь наш враг;

- опасные предметы;

- зимние забавы;

- опасные предметы дома (электрочайник, утюг);

- в детском саду (соблюдение правил поведения в детском саду);

- детям нужно это знать (о правилах пожарной безопасности).

Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи:

- бережем свое здоровье;

- как устроен мой организм;

- Мойдодыр (формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания);

- соблюдаем режим дня;

- правильное питание;

- закаливание;

- о правильном питании и пользе витаминов.

Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

Ребёнок на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения:

- безопасность на дороге (подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения);

- правила поведения на улице;

- твои помощники на дороге - дорожные знаки;

- правила поведения в транспорте.

Работа, по формированию основ безопасности, проводилась один раз в неделю (во второй половине дня) в соответствии с перспективным планом. В нее включались дидактические игры, упражнения, рассматривание иллюстраций. Вся деятельность проводилась в тандеме с речевым материалом - для закрепления знаний программных задач и обогащения словарного запаса - это веселые стихи – предостережения, загадки сказки, в которых герои нарушают правила собственной безопасности, с помощью которых легче усваивался нужный материал. Все это концентрирует внимание, активизирует память, повышает познавательную активность детей, развивает кругозор, обобщает знания детей. Планирование всех видов деятельности объединялось одной темой, в рамках «Тематической недели» - «Наш город», «Наша улица», «Транспорт», что позволяло детям как можно лучше усвоить материал. Полученные знания закрепляли, не только в дидактических играх, но и в повседневной жизни, спортивных конкурсах, развлечениях. Чтобы усвоить нужный материал, активизировать внимание детей, побудить их к деятельности всегда создавалась игровая мотивация.

Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени. С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу формирования основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи привлекли родителей к активному участию в педагогическом процессе через:

- совместные рисунки, поделки для выставки;

- совместные рисунки для альбомов;

- помощь в изготовлении атрибутов для игр;

- совместные развлечения и досуги;

- совместные прогулки;

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации по запросам родителей;

- оформление стендов и родительских уголков;

- анкетирование;

- выставки детских работ с родителями;

- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», и др.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, велась работа в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом - психологом, используя в работе следующие формы.

Опыт работы позволил сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:

- формированию чувства безопасности у детей;

- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;

- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

- развитию основ экологической культуры ребёнка, и понятия о ценности природы;

- предупреждению детского травматизма;

- развитию самостоятельности и ответственности.

Библиографический список:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] М.: Просвещение, 1985

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. [Текст]– М.: Мозаика – Синтез Москва, 2011. – с. 3-6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/5474-formirovanie-osnov-bezopasnosti-u doshkolnikov.html.

3. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Учебно-методическое пособие по основам безопасности. изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

4. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.

5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.