В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
На уровне развития каждого дошкольника следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: 1) познакомить дошкольника с первичными финансовыми и экономическими представлениями;
2) обогатить словарный запас дошкольника основными финансово ‑ экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
3) способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
4) стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
5) заложить начало формированию финансово-экономического мышления;
6) способствовать формированию основных качеств у дошкольника по умению принятия самостоятельных решений;
7) сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
8) содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Единство обучения и воспитания ‑ важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса. Поэтому при организации образовательного процесса в области формирования финансовой грамотности дошкольников обязательно должны ставиться воспитательные задачи. Среди основных воспитательных задач можно выделить:
1) побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
2) воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;
3) воспитание нравственно ‑ экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;
4) воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
5) побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, а в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.
Включение финансовой грамотности в образовательный процесс ДОУ должно происходить на основе принципов, которые сформулированы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1. Первый принцип ‑ «Полноценное проживание, ребёнком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития». Ребенок воспринимает особенности окружающей финансовой сферы, ориентируясь в своих действиях на поведение взрослых. Наблюдая за действиями купли ‑ продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только своё, но и чужое мнение.
2. Второй принцип ‑ «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Дошкольный возраст идеален для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.
3. Третий принцип ‑ «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». После пяти лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность ‑ качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Процесс изучения основ финансовой грамотности должен способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.
4. Четвертый принцип ФГОС ДО - «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности». Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать поддержку дошкольникам в ходе их проб и ошибок, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения.
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности ‑ применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в ДОУ.
5. Пятый принцип ‑ «Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй». Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей. Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.
6. Шестой принцип ‑ «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, может быть ориентирована на специфику социокультурных, национальных, и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной дошкольной образовательной организации.
7. Седьмой принцип ‑ «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Задача педагога в процессе организации образовательной деятельности ‑ активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Воспитатель обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.
8. Восьмой принцип ‑ «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ». Это один из основных принципов организации образовательного процесса с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельны модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Выбор модулей и программ и степени погружения в образовательный процесс зависит от вида дошкольных образовательных организаций (детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников, и др.).
9. Девятый принцип ‑ «Учёт этнокультурной ситуации развития детей». Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОУ работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщению к народному искусству.
На основе анализа существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово-экономических понятий, которые могут быть изучены в дошкольных образовательных организациях:
5-6 лет:
Понятие: труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга. Понимание ребенком, что любой труд ‑ это хорошо, сидеть без дела ‑ плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться и работать.
Понятие: деньги, монета, купюра, заработок, доход, заработная плата. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги ‑ мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).
Понятие: личный бюджет, семейный бюджет, карманные деньги, виды денег (бумажные и металлические), домашнее хозяйство. Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.
Понятие: кошелек, сбережения, копилка. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
Понятие: продажа, обмен, покупка, цена, покупатель, продавец, расходы, дорого ‑ дешево. Необходимо разобрать цепочку продажа ‑ товар – цена - покупка.
Понятие: займ, должник, долг. Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг ‑ это серьёзное обязательство.
6-7 лет:
Понятие: экономия, план. Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.
Понятие: желание, возможность, потребность, капризы. Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
Понятие: торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.
Понятие: реклама, подарок. Ребенок должен узнать, что такое реклама, и какое влияниеона может оказать на него.
Понятие: жадность, щедрость, богатство, бедность. Ребенок узнает, что не всё продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.
Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.
При использовании различных программ для включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников, воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены в данных рекомендациях, а также исходить из индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательный процесс изучение основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».
Примерный тематический план обучения:
Тема 1. Труд - основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаём и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Все предлагаемые программы формирования финансовой грамотности для дошкольников имеют много общего в отношении содержания. С детьми предлагается говорить, прежде всего, о том, с чем они уже сталкиваются в реальной жизни – с покупкой товаров, с магазинами. Практически все программы отличает стремление связать чисто финансовые вопросы с морально-этическими аспектами.
Предпочтительны программы, которые уделяют большое внимание труду как основе раскрытия сущности денег, отличительным особенностям желаний и потребностей, так как эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории как деньги. Более ответственно научить дошкольника относиться к деньгам имеют шанс программы, уделяющие внимание к таким тесно связанным с деньгами понятиям как богатство, экономность, щедрость, жадность. Безусловно, предпочтительными можно считать и программы, предлагающие разнообразные методы формирования финансовой грамотности.
Библиографический список:
1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. «Курсы повышения квалификации по финансовой грамотности» 2021 год.
3. Люнфин О. Е. «Экономическое воспитание дошкольников»//Молодой ученый, 2017. №8.
4. Хламова Н. А. «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников в условиях детского сада»//Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч.конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательтво, 2015.
5. Шатова А. Д. «Экономическое воспитание дошкольников». М.: Педагогическое общество России.