2023 2022
1 (219) 2023

Саймагамбетова А.Б. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВЕЧЕРНЕГО ПРЕБЫВАНИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

Аннотация. В данной статье рассматривается группа вечернего пребывания детей является вариативной формой организации дошкольного образования в режиме неполного дня. Созданные для детей, которые не посещают дошкольное учреждения, с целью их всестороннего развития, его социальной адаптации, подготовки ребенка к учебной деятельности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, группа кратковременного пребывания, адаптация

На сегодняшний день остро встал вопрос о длительности работы детского сада. Ведь многие родители работают допоздна и порой не успевают забирать своего ребенка из детского сада. Конечно, кому-то помогают родственники, соседи, друзья и поэтому они говорят, что куда еще дольше, а у других нет таких замечательных помощников. Возникает вопрос «Что же делать?», а на помощь родителям в системе образования есть «замечательная» форма организации дошкольного образования- группа вечернего пребывания.

Группа вечернего пребывания — вариативная форма организации дошкольного образования, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми.

Данные группы создается для детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детские сады, с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказания консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

Перед открытием группы вечернего образования детей, необходимо провести анкетирование, мониторинг среди родителей. И выявить по результатам, кому же действительно необходима помощь детского сада.

Для открытия групп вечернего пребывания необходимы: режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей, список детей.

Прием детей в группы осуществляется на основании заявления родителя или законного представителя и предоставления медицинского заключения.

Отношения между образовательной организацией и родителями регулируются договором, заключенным в установленном порядке.

Основными функциями группы вечернего пребывания:

• охрана жизни и здоровья детей;

• забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

• коррекция физического и психического развития и здоровья детей;

• обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка.

Также существуют основные задачи группы вечернего пребывания:

- осуществить более полный охват детей дошкольным образованием;

- расширить сеть образовательных учреждений;

- обеспечить развитие у детей формирование предпосылок учебной деятельности;

- социальная адаптация.

Работа группы вечернего пребывания детей рассматривает наличие в учреждении свободного помещения для учебно- воспитательного процесса, музыкальный зал, спортивный зал, раздевалка для детей и родителей, умывальная комната.

Все помещения и мебель должны соответствовать нормам и требованиям СанПиНа.

Учебная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, исследовательская, познавательная, музыкальная, художественная. Конечно же основной формой учебно- воспитательной деятельности дошкольников является игра. Но обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Программа организации работы с детьми в вечернее время должна соответствовать нормам ФГОС. При планировании работы с детьми в группе вечернего пребывания необходимо учитывать важнейшее требование - рациональность использования времени ребенка в детском саду. При организации учебного процесса учитель должен быть тщательно подготовлен. Преподаватель должен четко понимать, какие цели будут поставлены и каких результатов необходимо достичь.

Работа с детьми предполагает использование самых разнообразных дидактических, развивающих игр, занимательных упражнений, экспериментальных игр, игровых и проблемных ситуаций, элементов моделирования и конструирования. Важнейшим моментом является организация предметно-пространственной среды, несмотря на то что деятельность организуется в разных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разные уровни развития).

В группе должна быть выделена зона для занятий и место для свободной деятельности. Уголок для сюжетно- ролевых игр, экспериментов, чтения, дидактических игр, конструирования.

На территории детского сада необходима площадка для прогулок, чтобы она была безопасна для здоровья и жизни ребенка.

Организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художе ственной, чтения.

Основной формой организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра (с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка).

Работа с воспитанниками подразумевает использование самых разнообразных развивающих, дидактических игр, игры- экспериментирования, проведение тренингов, опытов, беседа, рассказ, проектирование, моделирование.

Важнейшим моментом является организация предметно-пространственной среды, несмотря на то что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

Безусловно, плюсов от занятий с ребенком в группе вечернего пребывания довольно много

-развитие самостоятельности ребенка, навыков самообслуживания;

-система занятий с детьми, направленна на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, артистических, музыкальных способностей;

-использование наглядных пособий, раздаточного материала, образцов для подражания в процессе игровых действий;

- постоянное руководство со стороны взрослых;

-разнообразные игровые активности;

- получение опыта взаимодействия со сверстниками, умение устанавливать контакт с другими людьми, детьми без помощи матери.

Образовательный процесс в группе вечернего пребывания состоит в основном из свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

Свободная самостоятельная деятельность включает в себя игры, рисование, лепку, аппликацию, конструирование, пальчиковые игры, упражнения с дидактическим материалом.

Для осуществления деятельности педагогу необходимо составить перспективный план для группы вечернего пребывания. В него входят дидактические игры например: «Скажи ласково», «Третий лишний»; сюжетно ролевые игры: «Семья», «Больница», подвижные игры: «Лиса и куры», «Кто вперед».

Помимо перечисленных выше действий, необходимо разработать нормативно- правовые документы, создать приказ по ОО о создании группы вечернего пребывания, распределить нагрузку на воспитателей, заключить договора с родителями, чьи дети будут пользоваться данной услугой.

Группа вечернего пребывания считаются структурными единицами детского сада, которые помогают реализовать права ребенка в области образования, охраны жизни, укрепление здоровья, физического развития.

Содержание образования в группе вечернего образования определяется образовательной программой для дошкольных учреждений, основываясь на особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Образовательный процесс включает в себя гибкий режим и разнообразные педагогические технологии, которые обеспечивают индивидуальное и личностно- ориентированное развитие ребенка.

Организация воспитательной работы строится на создании условий для развития разных видов деятельности с учетом интересов и потребностей ребенка. При организации работы используются такие формы работы с детьми как: групповые, индивидуальные и подгрупповые.

Финансирование группы вечернего пребывания детей производится органами местного самоуправления через муниципальные органы управления образованием. Родителями оплата или доплата за данный вид услуг не производится.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что организация группы детей вечернего пребывания как форма организации воспитательной деятельности имеет свои принципы работы, методы, условия реализации.

Список литературы1. Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: Организация и содержание работы. – Москва.: Айрис, 2014.- 56 с.

2. Бахаровская М. Н. Руководителю дошкольного образовательного учреждения: Адаптационная группа кратковременного пребывания Организация и содержание работы. - Изд-во: Учитель, 2011.- 81с.

3. Бабунова Т. М. (редакция) Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2009.- 120 с.

4. К.Ю. Белая. Методические рекомендации к организации работы по группам кратковременного пребывания детей в ДОУ Приглашает детский сад — М.: Линка-Пресс, 2002. — С. 76.

5. Г. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе Нормативно-правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОУ. - Изд-во:АРКТИ – 248с.

6. Королёва С. Из опыта работы // Дошкольное образование – 2002 №1 – с.48

7. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное образование – 2002 №11 – с.10

8. Микляева Н.В. Группы кратковременного пребывания Педагогическое сопровождение. – М.: ТЦ – Сфера, 2009 – 96с.