Выпуск № 75 (150) 2021

Акименко Н.А. Формирование речевых и коммуникативных способностей в процессе театрализованной деятельности

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В решении задач, связанных с развитием речи ребёнка - дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.
Формирование речевых и коммуникативных проявлений детей дошкольного возраста затрагивает некоторые исследования (А.М.Леушиной, Е.И.Кавериной, Г.М.Ляминой, Н.М.Аксариной) в области решения задач речевого развития. Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе, поэтому изложим лишь основные положения по проблеме изменения речевой активности детей.
Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада: одной из самых важных для дошкольников является развитие речи и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов театра, тематики, средств изображения. Эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивают коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладение различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии коммуникативных способностей дошкольников.
Актуальность темы определяется следующими показателями:
1.       Знакомясь с различными видами театра, а также участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
2.       С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй;
3.       Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
4.       Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеет всегда нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.
Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.
Задачи и методы:
1.       последовательное знакомство с видами театра;
2.       поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
3.       совершенствование артистических навыков;
4.       работа над речью и интонацией;
5.       коллективные взаимодействия;
6.       умение сочувствовать, сопереживать
Можно использовать следующие виды театрализованной деятельности:
·          музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
·          художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
·          театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры)
Театрализованная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и много другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Занятия организуются по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения «речевой плотности» занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций.
Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.
Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей за счёт комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
Литература:
1.       Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся играя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
2.       Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.