Выпуск № 65 (140) 2021

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Тема «Технология разрешения конфликтов».
Характеристика группы: 12 педагогов – членов одного коллектива не принимавшие участие в тренинговых занятиях.
Длительность: 90 минут (вводная часть – 12 минут; основная часть – 60 минут; заключительная часть – 18 минут).
Место (условия) проведения: помещение, свободное от мебели, 16 стульев
Цель тренинга: Способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.
Задачи тренинга:
– научить участников тренинга применять техники разрешения конфликтов;
– Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;
– сплотить группу, развивать умения и навыки группового взаимодействия.
Перечень заданий:
1. Вводная часть: «Алексей – апельсин – Амстердам», «Интервью».
2. Основная часть: «Конфликт в транспорте», «Сглаживание конфликтов».
3. Заключительная часть: «Вопросы и ответы», «Последняя встреча»
I. Вводная часть тренинга
Вступительное слово тренера (2 минуты)
Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня наше с вами занятие будет посвящено такой полезной и, безусловно, очень важной для всех людей технике, как разрешение конфликтов. Что вы знаете о конфликтах? Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия. Объект конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.
Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Никто не может избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Однако гораздо эффективней воспринимать конфликт, как проблему, в решении которой принимают участие обе стороны. Конфликт может быть использован для открытия альтернативных возможностей и поиска перспектив для взаимного роста. Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения. В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной стороне общественной жизни. Так например «Конфликтология» под редакцией Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К.
Как говорил один из самых знаменитых античных философов Плутарх «В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху — доверие
Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представлять задачи и функции такого управления.
– Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы по поводу данного тренинга?
– Вы хотите что-то уточнить?
Упражнение 1. «Алексей – апельсин – Амстердам»
Цель: знакомство участников группы, включение их в работу.
Время проведение: 5 минут.
Материалы и оборудование: мягкие стулья, расставленные по кругу в центре зала.
Инструкция: Сейчас мы с вами, сидя в кругу, по очереди будем называть 3 слова, 1 – это имя, 2 – блюдо (которое любит), 3 – название города, начинающееся на те буквы, которые есть в имени, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших заранее. Например: «я Екатерина, ежевичный торт, Екатеринбург». Остальные будут внимательно слушать и определять то, что хотели бы уточнить у кого-либо из участников.
Вопросы для рефлексии (анализа):
– Почему вы ассоциируете себя с таким словом?
– Кто на ваш взгляд наиболее точно отобразил через подобранное слова свой характер?
Упражнение 2. «Интервью».
Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Длительность: 5 минут
Материалы и оборудование: мягкие стулья, расставлены друг на против друга.
Инструкция: Сейчас мы с вами разобьёмся на пары по 2 человека, где каждый из вас в течение минуты попытается рассказать о себе партнеру, после поменяемся и повторим задание по отношению слушателя, а затем рассказываем по очереди что мы узнали о человеке, какой он, какое впечатление произвел на вас?
Вопросы для рефлексии:
– Как изменились ли Ваши эмоции после упражнения?
II.Основная часть
Упражнение 3. «Конфликт в транспорте»
Цель: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.
Время проведения: 40 минут
Инструкция: сейчас мы с вами с имитируем парные сиденья в автобусе, поставив два стула рядом, один – впереди. Трое участников (два плюс один). Двое получат инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих состоит в том что им необходимо: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.
Играем по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Работа в группах: обсуждение
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
Выполнение упражнения: участники отвечают на вопросы.
- Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
- Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
- Какие чувства испытывали играющие?
- Чей способ решения проблемы самый успешный?
- Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?
Вопросы для рефлексии (анализа):
– Как на ваш взгляд можно было бы избежать ошибок, с которыми вы столкнулись в этом упражнении?
Упражнение 4. «Сглаживание конфликтов».
Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Длительность: 20 минут.
Материалы и оборудование: Стулья, стоящих друг на против друга.
Инструкция: Сейчас мы с вами разделимся на пары по 3 человека, потом вы займете приготовленные для вас места. Перед вами стоит следующая задача на протяжение 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтную ситуацию (например ссорящихся супругов), а третий играет миротворца, арбитра.
Вопросы для рефлексии (анализа):
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
III.Заключительная часть
Упражнение 5. «Вопросы и ответы».
Цель: осмысление результатов тренинга.
Длительность: 10 минут.
Материалы и оборудование: планшетки, ручки, клейкие листочки.
Инструкция: сейчас вы поделитесь на мини-группы по 3-4 человека, которым я дам планшетку и набор листочков. Затем каждая мини-группа должна в течение 5 минут будет придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос нужно разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы поменяются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. У каждой группы будет 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали, и какие ответы на них придумали.
Вопросы для рефлексии (анализа):
- Трудно ли вам было формулировать вопросы?
- Ответы на какие вопросы вас затруднили?
- Как вы думаете, что вам помешало правильно ответить на вопросы?
- Помогли ли вам навыки, полученные в ходе сегодняшнего занятия в выполнении этого задания?
- Что вы чувствовали в начале тренинга?
- А что чествуете теперь?
- Сможете ли вы, на ваш взгляд применять полученные сегодня знания на практике в повседневной жизни?
Упражнение 6. «Последняя встреча»
Цель: совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.
Длительность: 6 минуты
Материал и оборудование: отсутствует
Инструкция: Занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».
Заключительное слово тренера:
Цель: подведение итогов занятия
Длительность: 2 минута
Ведущий: Я не ищу конфликтов, но я не боюсь конфликтов, я смело иду на их решение. Проживая жизнь, нам постоянно приходится взаимодействовать с людьми, окружающими нас. И, чтобы это взаимодействие оказывалось эффективным, нам необходимо уметь сглаживать конфликты. Поэтому, в заключении хочется вам сказать, что использование полученных на сегодняшнем занятии знаний поможет вам в вашей профессиональной сфере для поддерживания отношений с учениками и их родителями, коллегами, а также и в повседневной жизни при общении с людьми. Сегодня мы с Вами учились использовать технологию разрешения конфликтов. Работа получилась интересной, продуктивной и сплоченной. Спасибо Вам за занятие, надеюсь, Вы провели это время с пользой и все навыки, приобретенные на занятии, помогут в профессиональной деятельности. Спасибо за работу! До скорых встреч!
Карта анализа конспекта тренингового занятия.
Сведения о разработчике: ______________________________________
Тема занятия: «Технология разрешения конфликтов»
Анализ проводил:­­­­­­­­­­­­­___________________________________________

Критерии оценки

Кол-во баллов

1. Представленность всех структурных компонентов конспекта занятия и их полнота

1.1 Характеристика тренинга: название, характеристика группы, длительность, место (условия) проведения, цель, перечень заданий.


1.2 Характеристика структурных частей (содержание работы) во вводной части


1.3 Характеристика структурных частей (содержание работы) в основной части


1.4 Характеристика структурных частей (содержание работы) в заключительной части


Всего:


2. Степень и качество разработки содержания занятия

2.1 Определение названия тренинга: отражение содержания тренинга, краткость.


2.2 Постановка целей и задач: конкретность, диагностичность, грамотность формулировок, полнота задач и их соответствие цели.


2.3 Оптимальность выбора методов: обеспечение групповой динамики, достижение задач тренинга.


2.4 Комплектование заданий, упражнений (в разных участях занятия): оптимальность количества, соответствие содержания цели и задачам занятия.


2.5 Четкость, достаточность, лаконичность инструкции к заданиям.


2.6 Оптимальность количества и содержания в определении вопросов для анализа и рефлексии (в заданиях и при подведении итогов).


Всего:


3. Степень и качество характеристики условий для проведения занятия


Организация пространства: оптимальность предложенных условий и полнота их характеристики.


Материал и оборудование: целесообразность, полнота характеристики, оптимальность предложенного способа предъявления.


Всего:


4. Соблюдение требований к оформлению


Общая оценка



Выводы и рекомендации.