Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf
Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов Севера – чумом.
Воспитывать чувство уважения к коренным жителям Севера и их традициям.
Расширить знания детей о культуре и самобытности народов крайнего севера.
Задачи:
1. Формировать интерес к творческой деятельности посредством экспериментирования с различными материалами, к «открытию» их свойств и качеств при создании художественных образов;
2. обогащать словарный запас детей словами, пришедшими к нам из культуры малочисленных народов Севера, обозначающими предметы бытового окружения (нарты, барган, малица, строганина и пр.);
3. развивать коммуникативные навыки детей в общении друг с другом, со взрослыми;
4. воспитывать любознательность, интерес к культуре и обычаям народов Крайнего Севера.
Материалы: тазы с водой, замоченная в воде газета, заготовленное солёное тесто; индивидуальные клеёнки для работы, стеки, салфетки влажные, клей, кисти для клея, салфетки тряпичные, розетки под клей, подставки под кисти, заготовки из искусственного меха разной длины, полоски бархатной бумаги красного и чёрного цвета, ножницы.
Оформление зала: при входе в зал установлена ярусная экспозиция «Крайний Север» на которой представлены поделки, выполненные в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста: животные Севера, народы Севера, центральную стену занимает композиция в технике «Вытыканки» с изображением чумов, оленей, коренных жителей Севера, в зале стоит имитация чума, ширма, оформленная в той же тематике, по периметру зала стоят столы-рабочие зоны.
Предварительная работа: накануне праздника «Хейро» с детьми проводиться беседа о культуре и традициях народов Крайнего Севера. Пробно, в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста отрабатываются технические приёмы исполнения.
Ход мероприятия:
I часть: Познавательная
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под музыкальные мотивы народов Севера в мини-музей. Останавливаются у центральной стены, на которой изображены олени, чумы, и люди народов севера.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?
Дети: В музей детского сада.
Воспитатель: А что необычного появилось в нашем музеи?
Дети: стоят столы, есть ширма и даже чум.
Воспитатель: посмотрите сюда, а что изображено здесь?
Дети: это тундра и жители Севера, они зазывают солнце.
Воспитатель: верно, только здесь на Севере, где полярная ночь сменяется полярным днём, есть такой праздник, именуемый у местных жителей праздником Хейро. Что означает слово – Хейро?
Дети: Это – солнце!
Музыкальный ряд: под этнические напевы появляется шаман, совершающая ритуальный танец с бубном в руках. Старый шаман отчаянно взывает к богам.
2. Появление Шамана
Шаман: Стар я совсем, не по силам мне пробудить тебя – «Светлое око».
Воспитатель: можем ли мы помочь вам? Посмотрите сколько нас…И трудностей мы не боимся, правда, ребята?
Дети: Да.
Шаман: тогда ступайте на край земли, туда - где земля и небо прячут в своих объятиях «Светлое око», отыщите Северка, он вам поможет. Магические камни укажут вам путь к солнцу.
Воспитатель берёт мешочек с камнями, встряхивает его, и как бы нечаянно рассыпает содержимое. Камни рассыпаются в направлении первого испытания.
Звуковой ряд: завывает вьюга, под скрип снега под ногами, воспитатель и дети направляются к сложенным невпопад частям нарт, дети разбирают имитацию сугроба.
Воспитатель: Ребята, здесь нас ждет какое-то задание. Посмотрите на эту схему. Как вы думаете, что на ней изображено?
Дети: это нарты - сани, на которых ездят жители Крайнего Севера.
3. Задание по схеме «Нарты»
Дети по инструкции-схеме собирают сани- нарты.
Воспитатель: для чего нужны нарты?
Дети: Нарты — это средство передвижения местных жителей, на них они возят свои вещи, когда кочуют.
Дети усаживаются в сани вместе с воспитателем.
Звуковой ряд: завывает вьюга, слышен лай собак, голоса погонщиков.
Воспитатель: Жители Крайнего Севера запрягают в нарты не только оленей. Животное это было первым, кого приручил человек, его считают самыми умным и преданным. О ком же идёт речь?
Дети: это порода собак, которых разводят народности Севера – хаски.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Музыкальный ряд: завывает вьюга, поднимается пурга.
Воспитатель: скорее прячемся, иначе нас заметёт. Все сюда!
Воспитатель и дети направляются к чуму из модулей. Пока дети прячутся внутри чума, воспитатель выкатывает столик на роликовых ножках, облачённый в чехол-печку (он же очаг).
4. Волшебная печь.
Воспитатель: Ребята, кажется, буря стихла, выходите сюда, греться.
Дети подходят к печи, прикасаются руками. Печь холодная.
Воспитатель: Давайте, попробуем раздуть пламя.
Воспитатель и дети приседают у печи, раздувают пламя, снимают с нижней части печи лоскуты ткани на липах, появляется рисунок пламени.
Звуковой ряд: треск костра.
Греют руки над печкой, потирая ладошки друг о друга. Стоя у печки, рассуждают.
Воспитатель: где же хозяева? Наверное, здесь живёт одинокий охотник. Ребята, вспомните кто у народов севера занимается установкой чума?
Дети: Женщины, они собирают и разбирают чум, когда семья уходит с обжитого места. А шкуры, которыми покрыт чум, называются нюки.
Воспитатель: А что ещё делают женщины?
Дети: выделывают шкуры оленя, шьют из них одежду - верхняя одежда у северян называется малицей, а обувь унты.
Воспитатель: Я не ошиблась, здесь действительно живёт охотник, посмотрите вот замороженная рыба (демонстрирует её детям, разрешает понюхать). Вспомните, как называется традиционное национальное блюдо из рыбы на севере?
Дети: Строганина.
Воспитатель: интересно? Откуда люди берут воду? Реки покрыты льдом, колодцев нет.
Дети: они растапливают снег.
II часть: Продуктивная деятельность
Дети проходит в мини музей. Садятся за столы.
Шаман: Ребята, вы же к нам приехали, чтобы на солнце посмотреть, а оно пока так и не появилось. Но я предлагаю вам сделать волшебный амулет, и солнце всегда будет с вами, даже если за окном полярная ночь. А солнышко это непростое, оно украшено настоящим северным узором, только осталось этот узор раскрасить, чтобы ваше солнышко засияло.
Дети раскрашивают фломастерами предложенные им заготовки «Солнышко».
Шаман: вот теперь и солнышко готово появиться.
Ребята выходят «на веранду», где их встречает девочка в национальном костюме (ребенок).
Серне: здравствуйте, ребята. Вы к нам в гости в стойбище прибыли чтобы солнце встречать? А вы знаете, где наше стойбище находится? Мы находимся в тундре. Тундра хоть и сурова, но она необыкновенно красива и сказочно богата. Давайте поблагодарим тундру, за все богатства, которые она нам дает и споем для нее песню.
Дети поют песню «Хейро» музыка слова
Серне: Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. А, чтобы Солнце появилось, люди зовут его. «Хэйро» на долганском языке означает - восходящее солнце. Ребята давайте позовем Солнце.
Дети, двигаясь по кругу, произносят слово «Хейро!»
III часть: ЗаключительнаяМузыкальный ряд: этнические напевы, дети выстраиваются в полукруг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое первое солнце. А давайте мы с ним поздороваемся.
1 ребенок: что вокруг произошло?
Солнце первый раз взошло.
Озарило даль и снег,
Озарило светом всех.
2 ребенок: Ненец, манси и долган,
Русский, чукча, нганасан.
Все пустились танцевать,
Чтоб весну приветствовать.
3 ребенок: с каждым днем оно сильней.
Вот уж свет в груди моей.
И поёт душа, поёт!
Стало быть, весна идет!
Все вместе: Хейро! Хейро!
Серне: А теперь самое время станцевать танец солнца – «Хейро». «Хейро» – так называется долганский танец, который танцуют весной в честь появления солнца после долгой полярной ночи.
Танец «Хейро» музыка
Все становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро».
Воспитатель: А теперь нам пора домой. Давайте скажем спасибо гостеприимным хозяевам стойбища. А домой мы отправимся на оленьих упряжках.
Дети строятся парами.
Один участник изображает запряженного оленя, другой – каюра.
В это время «поднимается» Солнце. (сделать из картона и фольги), символизирующий собой пробуждение солнца. Звучат этнические напевы.
Шаман: только храбрые сердцем и сильные духом способны пробудить «Светлое око»! Благодарю вас мои маленькие друзья, в награду дарую вам талисманы удачи, пусть они оберегают вас и помогают во всех добрых делах!
Шаман передаёт воспитателю медальоны в виде солнца. Дети под музыку покидают зал.
Библиографический список:
1. История Норильска: сб. краевед. очерков: [12+] / Денисов Вадим Владимирович, С. А. Стрючков; под ред. Л.Н.Стрючковой. — Норильск: АПЕКС, 2013. — 432 с.: ил. — 650-00.
2. Неведомый Норильск / Денисов Вадим Владимирович. — Норильск: АПЕКС, 2007. — 416 с. — 180-00.
3. Таймырский заповедник/ издательство «Малыш»- Москва1986г.
Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов Севера – чумом.
Воспитывать чувство уважения к коренным жителям Севера и их традициям.
Расширить знания детей о культуре и самобытности народов крайнего севера.
Задачи:
1. Формировать интерес к творческой деятельности посредством экспериментирования с различными материалами, к «открытию» их свойств и качеств при создании художественных образов;
2. обогащать словарный запас детей словами, пришедшими к нам из культуры малочисленных народов Севера, обозначающими предметы бытового окружения (нарты, барган, малица, строганина и пр.);
3. развивать коммуникативные навыки детей в общении друг с другом, со взрослыми;
4. воспитывать любознательность, интерес к культуре и обычаям народов Крайнего Севера.
Материалы: тазы с водой, замоченная в воде газета, заготовленное солёное тесто; индивидуальные клеёнки для работы, стеки, салфетки влажные, клей, кисти для клея, салфетки тряпичные, розетки под клей, подставки под кисти, заготовки из искусственного меха разной длины, полоски бархатной бумаги красного и чёрного цвета, ножницы.
Оформление зала: при входе в зал установлена ярусная экспозиция «Крайний Север» на которой представлены поделки, выполненные в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста: животные Севера, народы Севера, центральную стену занимает композиция в технике «Вытыканки» с изображением чумов, оленей, коренных жителей Севера, в зале стоит имитация чума, ширма, оформленная в той же тематике, по периметру зала стоят столы-рабочие зоны.
Предварительная работа: накануне праздника «Хейро» с детьми проводиться беседа о культуре и традициях народов Крайнего Севера. Пробно, в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста отрабатываются технические приёмы исполнения.
Ход мероприятия:
I часть: Познавательная
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под музыкальные мотивы народов Севера в мини-музей. Останавливаются у центральной стены, на которой изображены олени, чумы, и люди народов севера.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?
Дети: В музей детского сада.
Воспитатель: А что необычного появилось в нашем музеи?
Дети: стоят столы, есть ширма и даже чум.
Воспитатель: посмотрите сюда, а что изображено здесь?
Дети: это тундра и жители Севера, они зазывают солнце.
Воспитатель: верно, только здесь на Севере, где полярная ночь сменяется полярным днём, есть такой праздник, именуемый у местных жителей праздником Хейро. Что означает слово – Хейро?
Дети: Это – солнце!
Музыкальный ряд: под этнические напевы появляется шаман, совершающая ритуальный танец с бубном в руках. Старый шаман отчаянно взывает к богам.
2. Появление Шамана
Шаман: Стар я совсем, не по силам мне пробудить тебя – «Светлое око».
Воспитатель: можем ли мы помочь вам? Посмотрите сколько нас…И трудностей мы не боимся, правда, ребята?
Дети: Да.
Шаман: тогда ступайте на край земли, туда - где земля и небо прячут в своих объятиях «Светлое око», отыщите Северка, он вам поможет. Магические камни укажут вам путь к солнцу.
Воспитатель берёт мешочек с камнями, встряхивает его, и как бы нечаянно рассыпает содержимое. Камни рассыпаются в направлении первого испытания.
Звуковой ряд: завывает вьюга, под скрип снега под ногами, воспитатель и дети направляются к сложенным невпопад частям нарт, дети разбирают имитацию сугроба.
Воспитатель: Ребята, здесь нас ждет какое-то задание. Посмотрите на эту схему. Как вы думаете, что на ней изображено?
Дети: это нарты - сани, на которых ездят жители Крайнего Севера.
3. Задание по схеме «Нарты»
Дети по инструкции-схеме собирают сани- нарты.
Воспитатель: для чего нужны нарты?
Дети: Нарты — это средство передвижения местных жителей, на них они возят свои вещи, когда кочуют.
Дети усаживаются в сани вместе с воспитателем.
Звуковой ряд: завывает вьюга, слышен лай собак, голоса погонщиков.
Воспитатель: Жители Крайнего Севера запрягают в нарты не только оленей. Животное это было первым, кого приручил человек, его считают самыми умным и преданным. О ком же идёт речь?
Дети: это порода собак, которых разводят народности Севера – хаски.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Музыкальный ряд: завывает вьюга, поднимается пурга.
Воспитатель: скорее прячемся, иначе нас заметёт. Все сюда!
Воспитатель и дети направляются к чуму из модулей. Пока дети прячутся внутри чума, воспитатель выкатывает столик на роликовых ножках, облачённый в чехол-печку (он же очаг).
4. Волшебная печь.
Воспитатель: Ребята, кажется, буря стихла, выходите сюда, греться.
Дети подходят к печи, прикасаются руками. Печь холодная.
Воспитатель: Давайте, попробуем раздуть пламя.
Воспитатель и дети приседают у печи, раздувают пламя, снимают с нижней части печи лоскуты ткани на липах, появляется рисунок пламени.
Звуковой ряд: треск костра.
Греют руки над печкой, потирая ладошки друг о друга. Стоя у печки, рассуждают.
Воспитатель: где же хозяева? Наверное, здесь живёт одинокий охотник. Ребята, вспомните кто у народов севера занимается установкой чума?
Дети: Женщины, они собирают и разбирают чум, когда семья уходит с обжитого места. А шкуры, которыми покрыт чум, называются нюки.
Воспитатель: А что ещё делают женщины?
Дети: выделывают шкуры оленя, шьют из них одежду - верхняя одежда у северян называется малицей, а обувь унты.
Воспитатель: Я не ошиблась, здесь действительно живёт охотник, посмотрите вот замороженная рыба (демонстрирует её детям, разрешает понюхать). Вспомните, как называется традиционное национальное блюдо из рыбы на севере?
Дети: Строганина.
Воспитатель: интересно? Откуда люди берут воду? Реки покрыты льдом, колодцев нет.
Дети: они растапливают снег.
II часть: Продуктивная деятельность
Дети проходит в мини музей. Садятся за столы.
Шаман: Ребята, вы же к нам приехали, чтобы на солнце посмотреть, а оно пока так и не появилось. Но я предлагаю вам сделать волшебный амулет, и солнце всегда будет с вами, даже если за окном полярная ночь. А солнышко это непростое, оно украшено настоящим северным узором, только осталось этот узор раскрасить, чтобы ваше солнышко засияло.
Дети раскрашивают фломастерами предложенные им заготовки «Солнышко».
Шаман: вот теперь и солнышко готово появиться.
Ребята выходят «на веранду», где их встречает девочка в национальном костюме (ребенок).
Серне: здравствуйте, ребята. Вы к нам в гости в стойбище прибыли чтобы солнце встречать? А вы знаете, где наше стойбище находится? Мы находимся в тундре. Тундра хоть и сурова, но она необыкновенно красива и сказочно богата. Давайте поблагодарим тундру, за все богатства, которые она нам дает и споем для нее песню.
Дети поют песню «Хейро» музыка слова
Серне: Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. А, чтобы Солнце появилось, люди зовут его. «Хэйро» на долганском языке означает - восходящее солнце. Ребята давайте позовем Солнце.
Дети, двигаясь по кругу, произносят слово «Хейро!»
III часть: ЗаключительнаяМузыкальный ряд: этнические напевы, дети выстраиваются в полукруг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое первое солнце. А давайте мы с ним поздороваемся.
1 ребенок: что вокруг произошло?
Солнце первый раз взошло.
Озарило даль и снег,
Озарило светом всех.
2 ребенок: Ненец, манси и долган,
Русский, чукча, нганасан.
Все пустились танцевать,
Чтоб весну приветствовать.
3 ребенок: с каждым днем оно сильней.
Вот уж свет в груди моей.
И поёт душа, поёт!
Стало быть, весна идет!
Все вместе: Хейро! Хейро!
Серне: А теперь самое время станцевать танец солнца – «Хейро». «Хейро» – так называется долганский танец, который танцуют весной в честь появления солнца после долгой полярной ночи.
Танец «Хейро» музыка
Все становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро».
Воспитатель: А теперь нам пора домой. Давайте скажем спасибо гостеприимным хозяевам стойбища. А домой мы отправимся на оленьих упряжках.
Дети строятся парами.
Один участник изображает запряженного оленя, другой – каюра.
В это время «поднимается» Солнце. (сделать из картона и фольги), символизирующий собой пробуждение солнца. Звучат этнические напевы.
Шаман: только храбрые сердцем и сильные духом способны пробудить «Светлое око»! Благодарю вас мои маленькие друзья, в награду дарую вам талисманы удачи, пусть они оберегают вас и помогают во всех добрых делах!
Шаман передаёт воспитателю медальоны в виде солнца. Дети под музыку покидают зал.
Библиографический список:
1. История Норильска: сб. краевед. очерков: [12+] / Денисов Вадим Владимирович, С. А. Стрючков; под ред. Л.Н.Стрючковой. — Норильск: АПЕКС, 2013. — 432 с.: ил. — 650-00.
2. Неведомый Норильск / Денисов Вадим Владимирович. — Норильск: АПЕКС, 2007. — 416 с. — 180-00.
3. Таймырский заповедник/ издательство «Малыш»- Москва1986г.