2023 2022
2 (220) 2023

Мамедова Н.Т. ПРАЗДНИК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ СОЛНЦЕ «ХЕЙРО»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов Севера – чумом.

Воспитывать чувство уважения к коренным жителям Севера и их традициям.

Расширить знания детей о культуре и самобытности народов крайнего севера.

Задачи:

1. Формировать интерес к творческой деятельности посредством экспериментирования с различными материалами, к «открытию» их свойств и качеств при создании художественных образов;

2. обогащать словарный запас детей словами, пришедшими к нам из культуры малочисленных народов Севера, обозначающими предметы бытового окружения (нарты, барган, малица, строганина и пр.);

3. развивать коммуникативные навыки детей в общении друг с другом, со взрослыми;

4. воспитывать любознательность, интерес к культуре и обычаям народов Крайнего Севера.

Материалы: тазы с водой, замоченная в воде газета, заготовленное солёное тесто; индивидуальные клеёнки для работы, стеки, салфетки влажные, клей, кисти для клея, салфетки тряпичные, розетки под клей, подставки под кисти, заготовки из искусственного меха разной длины, полоски бархатной бумаги красного и чёрного цвета, ножницы.

Оформление зала: при входе в зал установлена ярусная экспозиция «Крайний Север» на которой представлены поделки, выполненные в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста: животные Севера, народы Севера, центральную стену занимает композиция в технике «Вытыканки» с изображением чумов, оленей, коренных жителей Севера, в зале стоит имитация чума, ширма, оформленная в той же тематике, по периметру зала стоят столы-рабочие зоны.

Предварительная работа: накануне праздника «Хейро» с детьми проводиться беседа о культуре и традициях народов Крайнего Севера. Пробно, в технике прессованной мокрой газеты и солёного теста отрабатываются технические приёмы исполнения.

Ход мероприятия:

I часть: Познавательная

1. Организационный момент.

Дети входят в зал под музыкальные мотивы народов Севера в мини-музей. Останавливаются у центральной стены, на которой изображены олени, чумы, и люди народов севера.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?

Дети: В музей детского сада.

Воспитатель: А что необычного появилось в нашем музеи?

Дети: стоят столы, есть ширма и даже чум.

Воспитатель: посмотрите сюда, а что изображено здесь?

Дети: это тундра и жители Севера, они зазывают солнце.

Воспитатель: верно, только здесь на Севере, где полярная ночь сменяется полярным днём, есть такой праздник, именуемый у местных жителей праздником Хейро. Что означает слово – Хейро?

Дети: Это – солнце!

Музыкальный ряд: под этнические напевы появляется шаман, совершающая ритуальный танец с бубном в руках. Старый шаман отчаянно взывает к богам.

2. Появление Шамана

Шаман: Стар я совсем, не по силам мне пробудить тебя – «Светлое око».

Воспитатель: можем ли мы помочь вам? Посмотрите сколько нас…И трудностей мы не боимся, правда, ребята?

Дети: Да.

Шаман: тогда ступайте на край земли, туда - где земля и небо прячут в своих объятиях «Светлое око», отыщите Северка, он вам поможет. Магические камни укажут вам путь к солнцу.

Воспитатель берёт мешочек с камнями, встряхивает его, и как бы нечаянно рассыпает содержимое. Камни рассыпаются в направлении первого испытания.

Звуковой ряд: завывает вьюга, под скрип снега под ногами, воспитатель и дети направляются к сложенным невпопад частям нарт, дети разбирают имитацию сугроба.

Воспитатель: Ребята, здесь нас ждет какое-то задание. Посмотрите на эту схему. Как вы думаете, что на ней изображено?

Дети: это нарты - сани, на которых ездят жители Крайнего Севера.

3. Задание по схеме «Нарты»

Дети по инструкции-схеме собирают сани- нарты.

Воспитатель: для чего нужны нарты?

Дети: Нарты — это средство передвижения местных жителей, на них они возят свои вещи, когда кочуют.

Дети усаживаются в сани вместе с воспитателем.

Звуковой ряд: завывает вьюга, слышен лай собак, голоса погонщиков.

Воспитатель: Жители Крайнего Севера запрягают в нарты не только оленей. Животное это было первым, кого приручил человек, его считают самыми умным и преданным. О ком же идёт речь?

Дети: это порода собак, которых разводят народности Севера – хаски.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Музыкальный ряд: завывает вьюга, поднимается пурга.

Воспитатель: скорее прячемся, иначе нас заметёт. Все сюда!

Воспитатель и дети направляются к чуму из модулей. Пока дети прячутся внутри чума, воспитатель выкатывает столик на роликовых ножках, облачённый в чехол-печку (он же очаг).

4. Волшебная печь.

Воспитатель: Ребята, кажется, буря стихла, выходите сюда, греться.

Дети подходят к печи, прикасаются руками. Печь холодная.

Воспитатель: Давайте, попробуем раздуть пламя.

Воспитатель и дети приседают у печи, раздувают пламя, снимают с нижней части печи лоскуты ткани на липах, появляется рисунок пламени.

Звуковой ряд: треск костра.

Греют руки над печкой, потирая ладошки друг о друга. Стоя у печки, рассуждают.

Воспитатель: где же хозяева? Наверное, здесь живёт одинокий охотник. Ребята, вспомните кто у народов севера занимается установкой чума?

Дети: Женщины, они собирают и разбирают чум, когда семья уходит с обжитого места. А шкуры, которыми покрыт чум, называются нюки.

Воспитатель: А что ещё делают женщины?

Дети: выделывают шкуры оленя, шьют из них одежду - верхняя одежда у северян называется малицей, а обувь унты.

Воспитатель: Я не ошиблась, здесь действительно живёт охотник, посмотрите вот замороженная рыба (демонстрирует её детям, разрешает понюхать). Вспомните, как называется традиционное национальное блюдо из рыбы на севере?

Дети: Строганина.

Воспитатель: интересно? Откуда люди берут воду? Реки покрыты льдом, колодцев нет.

Дети: они растапливают снег.

II часть: Продуктивная деятельность

Дети проходит в мини музей. Садятся за столы.

Шаман: Ребята, вы же к нам приехали, чтобы на солнце посмотреть, а оно пока так и не появилось. Но я предлагаю вам сделать волшебный амулет, и солнце всегда будет с вами, даже если за окном полярная ночь. А солнышко это непростое, оно украшено настоящим северным узором, только осталось этот узор раскрасить, чтобы ваше солнышко засияло.

Дети раскрашивают фломастерами предложенные им заготовки «Солнышко».

Шаман: вот теперь и солнышко готово появиться.

Ребята выходят «на веранду», где их встречает девочка в национальном костюме (ребенок).

Серне: здравствуйте, ребята. Вы к нам в гости в стойбище прибыли чтобы солнце встречать? А вы знаете, где наше стойбище находится? Мы находимся в тундре. Тундра хоть и сурова, но она необыкновенно красива и сказочно богата. Давайте поблагодарим тундру, за все богатства, которые она нам дает и споем для нее песню.

Дети поют песню «Хейро» музыка слова

Серне: Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. А, чтобы Солнце появилось, люди зовут его. «Хэйро» на долганском языке означает - восходящее солнце. Ребята давайте позовем Солнце.

Дети, двигаясь по кругу, произносят слово «Хейро!»

III часть: ЗаключительнаяМузыкальный ряд: этнические напевы, дети выстраиваются в полукруг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое красивое первое солнце. А давайте мы с ним поздороваемся.

1 ребенок: что вокруг произошло?

Солнце первый раз взошло.

Озарило даль и снег,

Озарило светом всех.

2 ребенок: Ненец, манси и долган,

Русский, чукча, нганасан.

Все пустились танцевать,

Чтоб весну приветствовать.

3 ребенок: с каждым днем оно сильней.

Вот уж свет в груди моей.

И поёт душа, поёт!

Стало быть, весна идет!

Все вместе: Хейро! Хейро!

Серне: А теперь самое время станцевать танец солнца – «Хейро». «Хейро» – так называется долганский танец, который танцуют весной в честь появления солнца после долгой полярной ночи.

Танец «Хейро» музыка

Все становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро».

Воспитатель: А теперь нам пора домой. Давайте скажем спасибо гостеприимным хозяевам стойбища. А домой мы отправимся на оленьих упряжках.

Дети строятся парами.

Один участник изображает запряженного оленя, другой – каюра.

В это время «поднимается» Солнце. (сделать из картона и фольги), символизирующий собой пробуждение солнца. Звучат этнические напевы.

Шаман: только храбрые сердцем и сильные духом способны пробудить «Светлое око»! Благодарю вас мои маленькие друзья, в награду дарую вам талисманы удачи, пусть они оберегают вас и помогают во всех добрых делах!

Шаман передаёт воспитателю медальоны в виде солнца. Дети под музыку покидают зал.

Библиографический список:

1. История Норильска: сб. краевед. очерков: [12+] / Денисов Вадим Владимирович, С. А. Стрючков; под ред. Л.Н.Стрючковой. — Норильск: АПЕКС, 2013. — 432 с.: ил. — 650-00.

2. Неведомый Норильск / Денисов Вадим Владимирович. — Норильск: АПЕКС, 2007. — 416 с. — 180-00.

3. Таймырский заповедник/ издательство «Малыш»- Москва1986г.