Сергеева Н.В. Итоговое интегрированное занятие в старшей группе «Радуга – мост для перехода в подготовительную группу»
Данное занятие является итоговым в старшей группе. Занятие интегрированное. Включает следующие области развития: познавательное развитие и речевое развитие. Автор: Сергеева Нина Владимировна, воспитатель г. Барнаул, 2021г. МБДОУ «Детский сад №85» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год. Задачи: Обучающие: - закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели. - закрепление темы представленной о смене частей суток. - закрепление счёта количественных и порядковых числительных (в пределах 10 и обратно) - закрепление умений решать задачи на сложение и вычитание; - закрепление знаний о геометрических фигурах и форме предметов; - упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны, в образовании относительных прилагательных. Развивающие: -развивать логическое мышление, -закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи Воспитывающие: -воспитывать любознательность, наблюдательность -воспитывать самостоятельность Используемы методы: Игра, наглядность, поощрение, рефлексия. Ход занятия: 1.Организационный момент: Дети находятся в групповой комнате, стоят полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки и «Доброе утро». –Доброе утро! (воспитатель «кладет» «Доброе утро» в ладошку ребенку, стоящему с краю, а он передает дальше и т. д.) А теперь давайте «выпустим» «Доброе утро в группу»! Все дети (раскрывая ладошки, дуют) Доброе утро! Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, встретила волшебника, но не просто волшебника, а волшебника-художника (картинка). И вы знаете ребята, он подарил мне волшебную радугу. Она исполняет желания. Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла, Все дорожки не простые, а волшебные такие! По дорожке кто пройдет - тот играет, Много знает, всегда красиво говорит, В подготовительную группу перейти спешит! Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да) А ещё ребята, художник передал мне волшебные конверты, 7 штук. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но конверты нужно брать в такой, последовательности, как расположены цвета на радуге. Итак, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу. Дети: да! Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым? Дети: Красный! Воспитатель (читает задание): Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там, Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят, Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели, Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает? Дети: весна. (показывает картинку о весне). Воспитатель: Назовите весенние месяца? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). Назовите признаки весны? Давайте опишем словами, какая бывает весна? (дети по очереди называют прилагательные к существительному) Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д. Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, что-то я устала… (Физминутка) Не идёт ли к нам весна? На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево) С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша) Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление) За деревней, за долиной Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево). Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей) Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне) Присаживаются на стулья Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе лежат ручейки разной длины. Посчитайте ручейки, сколько их? (5) А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий? Молодцы, ребята! Мы с вами справились с заданиями, которые были в красном конверте. Ребята, а каким цветом будет наш следующий конверт? выбирают оранжевый 2 конверт. Игра «Что из чего сделано». Волшебный мешочек. Воспитатель: Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите! Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна цветами) На поляне растут ромашки, а ещё летают пчёлы. Сколько ромашек? Сколько пчёлок? А равное ли количество пчёлок и ромашек, посчитайте? (нет) На сколько меньше ромашек, чем пчёлок? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и пчёлок? (Добавить одну ромашку или убрать пчёлку). Сколько всего получилось картинок? Обозначьте количество, соответствующей цифрой. Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено? Дети выбирают зеленый конверт 4. Дидактическая игра “Бусы” Нужно составить логическую цепочку из геометрических фигур. - А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них. - На какую геометрическую фигуру похожа картина? (на квадрат) - На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник) - А солнце? (на круг) - А шарик? (на овал) - А альбом (на прямоугольник) - А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию) Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил? «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы! Читает, дети отвечают. - сколько ушей у 2 мышей, - сколько хвостов у 3 котов, - какой день недели после вторника - сколько выходных в неделе - сколько животиков у 6 бегемотов - какой день недели перед пятницей - сколько носиков у 4 матросиков. - Спим мы ночью, а делаем зарядку…. (утром). - Солнце светит днем, а луна …. (ночью). - Ужинаем мы вечером, а спим …. (ночью) Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали вы наверно, ребята. Давайте отдохнем с вами, проведем физкультминутку! Воспитатель рассказывает. Встают в круг, повторяют движения за ним. В понедельник я купался, а во вторник рисовал В среду - долго умывался, а в четверг – в футбол играл В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал! Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой….фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6. Присаживаются на стулья Дидактическая игра «Скажи наоборот» Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Легкий – тяжелый; Сильный - слабый; Быстро - медленно. Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт. «Определи место звука в слове».Ваша задача: Внимательно выслушать слово, определить, где находится звук «Ш» в начале, в середине, в конце, в словах – шмель, марш, машина; звук «З», в словах – змея, мозаика; звук «Р» - рак, комар, экран. Выполнили все задания из 7 конвертов. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу! Воспитатель: Ребята вам понравилось? Что больше понравилось? Что показалось сложным? А я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем призы. Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли. В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья! СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 144 с. 2.Мурченко н.А. Формирование математических представлений у детей. – М.: Учитель, 2021. 24 с. 3.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. 112 с. 4.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 88 с. 5. Стасова Л.П. Развивающие математические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2008. 6.Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Сфера, 2021. 208 с. 7.Ушакова О.С. Скажи по-другому. Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. – Самара, 1994. 104 с.