Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf
Понятие «самоорганизация» означает рациональную и осознанную организацию своей деятельности. Если речь идет о ребенке — может ли он без внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослого организовывать свою деятельность и добиваться поставленных целей. Развитие самоорганизации связано с формированием у ребенка в старшем дошкольном возрасте важного психического новообразования — произвольности психических процессов. На этом этапе ребенок приобретает возможность: воспринимать и понимать задачи; планировать свою деятельность; осуществлять самоконтроль деятельности и самооценку.
«Стартовой площадкой» для становления самоорганизации есть самостоятельность ребенка. Самостоятельность зарождается на грани первых и вторых лет жизни, когда у малышей появляется мощное желание познавать окружающий мир. Первые самостоятельные деяния равномерно совершенствуются и усложняются во время игр, занятий, общения.
Показателем развития самостоятельности ребенка является результативность действий. При этом постоянный контроль со стороны взрослого не желателен – он может привести к развитию у ребенка безвольности, безответственности, лености, инфантилизма.
Что могут сделать взрослые. Прежде взрослые должны помнить, что объем самостоятельных действий ребенка постепенно увеличивается. Следовательно, помощь нужно уменьшать. Даже если ребенку нужно гораздо больше времени на выполнение действия собственноручно, чем это сделали бы взрослые — необходимо сдержать нетерпение и дать ему это время.
В некоторых семьях ребенка долго считают маленьким и этим блокируют развитие его самостоятельности. Такие дети привыкают к чрезмерной опеке, в детском саду и начальной школе чувствуют себя беспомощными и одинокими. Однако в подростковом возрасте родители начинают требовать от детей проявления самостоятельности. Но ведь это качество не может сформироваться само собой! Если помогать ребенку и одобрять проявленную им инициативу, то в его действиях скоро проявится важный компонент самостоятельности — целеустремленность. Ее признаками являются увлечение делом, стремление получить не любой, а именно желаемый результат. Целеустремленность проявляется и в стремлении копировать действия взрослых (стирать белье, как мама, забивать гвоздь, как папа и т.д.).
Не все родители охотно поддерживают проявления детской самостоятельности, считая их обременительными или опасными. Впрочем, не стоит прекращать самостоятельную деятельность ребенка или переключать его внимание. Только если ребенок прибег к действиям, опасным для себя или окружения, его нужно остановить.
Если вы поддерживаете инициативу малыша, у него будут формироваться следующие черты:
-усидчивость
-настойчивость
-организованность.
Важно, что неудача для поддерживаемого ребенка не становится поводом отказаться от задуманного. Напротив, это подталкивает удвоить усилия и при необходимости прибегнуть к помощи взрослого. При этом ребенок может сразу отказаться от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Родителям следует придерживаться нескольких правил: дать возможность ребенку переживать собственный опыт успешных самостоятельных действий и достижения желаемого результата, для этого организуйте благоприятную среду, предлагайте ребенку разные варианты действий в пределах дозволенного; определить предел дозволенного: что, когда и где можно делать;
оценивать положительно деятельность ребенка, его результаты, а главное – усилия, которые приложил ребенок к достижению желаемого результата. Это поощряет ребенка повторять опыт в дальнейшей деятельности.
Список использованной литературы:
1.Александрова, Е.А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства / Е.А. Александрова. – Текст: непосредственный // Психология обучения. – 2014.
2.Алтынбаева, Е.А. Развитие способностей к целеполаганию у детей подготовительной группы / Е.А. Алтынбаева. – Текст: непосредственный // Психология обучения. – 2012.
3.Амирова, С.С. Самоорганизация обучающегося и обучаемого в учебновоспитательном процессе непрерывного профессионального образования: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Амирова Савия Султанова; Казанский государственный педагогический университет. – Казань, 1995.
4.Амиров, Э.Б. Социально-психологическая самоорганизация научных коллективов в разных ситуациях совместной деятельности.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Ленинград: ЛГУ, 1968.
6. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Казанский государственный университет, 1996.
7. Аникина, А.П. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников / А.П. Аникина, М.С. Баранова. – Текст: непосредственный // Наука и школа. – 2020.
Понятие «самоорганизация» означает рациональную и осознанную организацию своей деятельности. Если речь идет о ребенке — может ли он без внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослого организовывать свою деятельность и добиваться поставленных целей. Развитие самоорганизации связано с формированием у ребенка в старшем дошкольном возрасте важного психического новообразования — произвольности психических процессов. На этом этапе ребенок приобретает возможность: воспринимать и понимать задачи; планировать свою деятельность; осуществлять самоконтроль деятельности и самооценку.
«Стартовой площадкой» для становления самоорганизации есть самостоятельность ребенка. Самостоятельность зарождается на грани первых и вторых лет жизни, когда у малышей появляется мощное желание познавать окружающий мир. Первые самостоятельные деяния равномерно совершенствуются и усложняются во время игр, занятий, общения.
Показателем развития самостоятельности ребенка является результативность действий. При этом постоянный контроль со стороны взрослого не желателен – он может привести к развитию у ребенка безвольности, безответственности, лености, инфантилизма.
Что могут сделать взрослые. Прежде взрослые должны помнить, что объем самостоятельных действий ребенка постепенно увеличивается. Следовательно, помощь нужно уменьшать. Даже если ребенку нужно гораздо больше времени на выполнение действия собственноручно, чем это сделали бы взрослые — необходимо сдержать нетерпение и дать ему это время.
В некоторых семьях ребенка долго считают маленьким и этим блокируют развитие его самостоятельности. Такие дети привыкают к чрезмерной опеке, в детском саду и начальной школе чувствуют себя беспомощными и одинокими. Однако в подростковом возрасте родители начинают требовать от детей проявления самостоятельности. Но ведь это качество не может сформироваться само собой! Если помогать ребенку и одобрять проявленную им инициативу, то в его действиях скоро проявится важный компонент самостоятельности — целеустремленность. Ее признаками являются увлечение делом, стремление получить не любой, а именно желаемый результат. Целеустремленность проявляется и в стремлении копировать действия взрослых (стирать белье, как мама, забивать гвоздь, как папа и т.д.).
Не все родители охотно поддерживают проявления детской самостоятельности, считая их обременительными или опасными. Впрочем, не стоит прекращать самостоятельную деятельность ребенка или переключать его внимание. Только если ребенок прибег к действиям, опасным для себя или окружения, его нужно остановить.
Если вы поддерживаете инициативу малыша, у него будут формироваться следующие черты:
-усидчивость
-настойчивость
-организованность.
Важно, что неудача для поддерживаемого ребенка не становится поводом отказаться от задуманного. Напротив, это подталкивает удвоить усилия и при необходимости прибегнуть к помощи взрослого. При этом ребенок может сразу отказаться от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.
Родителям следует придерживаться нескольких правил: дать возможность ребенку переживать собственный опыт успешных самостоятельных действий и достижения желаемого результата, для этого организуйте благоприятную среду, предлагайте ребенку разные варианты действий в пределах дозволенного; определить предел дозволенного: что, когда и где можно делать;
оценивать положительно деятельность ребенка, его результаты, а главное – усилия, которые приложил ребенок к достижению желаемого результата. Это поощряет ребенка повторять опыт в дальнейшей деятельности.
Список использованной литературы:
1.Александрова, Е.А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства / Е.А. Александрова. – Текст: непосредственный // Психология обучения. – 2014.
2.Алтынбаева, Е.А. Развитие способностей к целеполаганию у детей подготовительной группы / Е.А. Алтынбаева. – Текст: непосредственный // Психология обучения. – 2012.
3.Амирова, С.С. Самоорганизация обучающегося и обучаемого в учебновоспитательном процессе непрерывного профессионального образования: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Амирова Савия Султанова; Казанский государственный педагогический университет. – Казань, 1995.
4.Амиров, Э.Б. Социально-психологическая самоорганизация научных коллективов в разных ситуациях совместной деятельности.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Ленинград: ЛГУ, 1968.
6. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Казанский государственный университет, 1996.
7. Аникина, А.П. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников / А.П. Аникина, М.С. Баранова. – Текст: непосредственный // Наука и школа. – 2020.