2023 2022
1 (219) 2023

Демина А.С. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Цели: познакомить детей с водными обитателями и проблемами экологии.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о водной среде обитания;

Обогащать знания детей о водных обитателях, об их особенностях;

Развивающие:

развивать связную речь в умении отвечать на поставленные вопросы;

развивать творческие способности, активность, инициативность.

Воспитательные:

воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Икт, игрушки водных обитателей, макет водоема, водоросли камни, сачки, “мусор”, знаки среды обитания, знаки бережем планету.

Предварительная работа: подготовка презентации (Приложение №1), подготовка объёмного прозрачного контейнера с водой (накрыть плотным материалом), в отдельном контейнере игрушки морских обитателей, водоросли пластиковые, мусор. На переносной доске размещаем знаки поведения в природе (см. Приложения №2), красные маркеры для зачеркивания не правильного поведения в природе.

Ход занятия

Организация: дети сидят полу кругом перед икт, между детьми и экраном стоит контейнер с водой (контейнер накрыт материалом) оставляем достаточно места для игры.

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся на морскую прогулку.

Воспитатель: Приготовились к путешествию. Смотрим в бинокль. (дети складывают руки в колечком (см. Приложение №3) изображая бинокль)

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.

Воспитатель: Все верно. Кит - самое крупное животное в мире Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, большой, похожий на рыбий хвост.

Воспитатель: А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Воспитатель: Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Никого не видите?

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это?

Дети: Краб.

Воспитатель: Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Воспитатель: Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь ног!

Это чудо?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски.

Воспитатель:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе?

Дети: Черепаха.

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче.

Воспитатель: Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы, показав, зевнула

И ушла на дно?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула.

Воспитатель: Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Они очень прожорливы и подвижны.

В воде озорница играет, резвится,

Блестит чешуей: Поплыли со мной! (Ответ: Рыба)

Сюрпризный момент рыбы в корзинке. Где они живут в природе? (ответ: в водоеме). У нас есть водоем (открываем детям контейнер с водой), Дети встают со стульчиков активно принимают участие в исследовании воды.

Воспитатель: Что ещё нужно рыбам для жизни в воде?

Вода, Свет (картинка солнца), воздух, растения, пища.

Воспитатель: Друзья, а вы знаете от как появляется воздух в воде? Вы были когда-нибудь на море? Вы видели волны? Давайте сейчас сделаем волны в нашем водоеме. Посмотрите на поверхности появляются пузырьки, это и есть воздух, вода в море перемешивается и появляется кислород.

А еще кислород вырабатывают водоросли. (Воспитатель кладет в водоем искусственные водоросли)

(Можно на доске отметить значки вода, свет, растения, корм)

Итог: Что нужно рыбам для жизни? (Вода, растения, свет, корм, кислород)

Давайте выпустим рыб в наш водоем. (Дети играют в воде)

Где рыбы живут в природе? (море, реки, океан и т.п.)

Как вы думаете нашим морским обитателям хорошо в воде? (Да, у них есть все для жизни). Обсуждаем комфорт.

Для жизни рыб в природе ничего не нужно создавать. Природа устроена гармонично, что для жизни морских обитателей все есть, но человек разрушает гармонию природы.

Сюрпризный момент появляется игрушка мальчика воспитатель рассказывает. Мальчик Женя поехал с родителями на озеро отдохнуть, они устроили пикник, и весь мусор они бросали прямо в воду (воспитатель бросает мусор в макет водоема). Да, человек загрязняет природу. (картинки ИКТ загрязнение океана) мусор не разлагается в воде (картинки рыб, застрявших в пакетах и т.п.,

Вся вода встречается в океане и весь мусор, попавший когда-то в воду, никуда не пропадает, в океане есть целые острова с мусором. Человек разрешает водную среду. Он влияет на погоду и климат всей планеты. Загрязненный океан, влияет на здоровье людей и животных.

Загрязняем макет океана, отходами, дети делают выводыЧасто морские животные воспринимаю мусор за пищу, например пакет в воде так похож на медузу, что приводит к их гибели. Мусор закрывает солнечный свет, погибают растения, в воде становится меньше кислорода и пищи. Все это приводит к гибели водных обитателей.

Как мы можем помочь? (Ответ детей: мы можем убрать мусор).

Дети сачком убирают мусор.

Отправляясь на пляж или прогулку веди себя ответственно и не оставляйте мусор, наоборот можно совместить прогулку с уборкой мусора (субботник?). сдавайте на переработку опасные отходы (пластик, батарейки и т.п.).

Работа у доски (иллюстрации не правильного поведения в природе). Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на доске много различных знаков, но они все разрешающие, для того чтобы они стали запрещающими их нужно зачеркнуть красным маркером. Рассматриваем иллюстрации, делаем выводы.

(Детям старших и подготовительных групп можно нарисовать запрещающие знаки.)

Отправляясь на пляж или прогулку веди себя ответственно и не оставляйте мусор, наоборот можно совместить прогулку с уборкой мусора (субботник?). сдавайте на переработку опасные отходы (пластик, батарейки и т.п.).