воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Икт, игрушки водных обитателей, макет водоема, водоросли камни, сачки, “мусор”, знаки среды обитания, знаки бережем планету.
Предварительная работа: подготовка презентации (Приложение №1), подготовка объёмного прозрачного контейнера с водой (накрыть плотным материалом), в отдельном контейнере игрушки морских обитателей, водоросли пластиковые, мусор. На переносной доске размещаем знаки поведения в природе (см. Приложения №2), красные маркеры для зачеркивания не правильного поведения в природе.
Ход занятия
Организация: дети сидят полу кругом перед икт, между детьми и экраном стоит контейнер с водой (контейнер накрыт материалом) оставляем достаточно места для игры.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся на морскую прогулку.
Воспитатель: Приготовились к путешествию. Смотрим в бинокль. (дети складывают руки в колечком (см. Приложение №3) изображая бинокль)
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто остров.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.
Воспитатель: Все верно. Кит - самое крупное животное в мире Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, большой, похожий на рыбий хвост.
Воспитатель: А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?
Воспитатель: Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Никого не видите?
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это?
Дети: Краб.
Воспитатель: Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски.
Воспитатель:
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе?
Дети: Черепаха.
Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче.
Воспитатель: Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы, показав, зевнула
И ушла на дно?
Дети: Акула.
Воспитатель: Конечно же, это акула.
Воспитатель: Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Они очень прожорливы и подвижны.
В воде озорница играет, резвится,
Блестит чешуей: Поплыли со мной! (Ответ: Рыба)
Сюрпризный момент рыбы в корзинке. Где они живут в природе? (ответ: в водоеме). У нас есть водоем (открываем детям контейнер с водой), Дети встают со стульчиков активно принимают участие в исследовании воды.
Воспитатель: Что ещё нужно рыбам для жизни в воде?
Вода, Свет (картинка солнца), воздух, растения, пища.
Воспитатель: Друзья, а вы знаете от как появляется воздух в воде? Вы были когда-нибудь на море? Вы видели волны? Давайте сейчас сделаем волны в нашем водоеме. Посмотрите на поверхности появляются пузырьки, это и есть воздух, вода в море перемешивается и появляется кислород.
А еще кислород вырабатывают водоросли. (Воспитатель кладет в водоем искусственные водоросли)
(Можно на доске отметить значки вода, свет, растения, корм)
Итог: Что нужно рыбам для жизни? (Вода, растения, свет, корм, кислород)
Давайте выпустим рыб в наш водоем. (Дети играют в воде)
Где рыбы живут в природе? (море, реки, океан и т.п.)
Как вы думаете нашим морским обитателям хорошо в воде? (Да, у них есть все для жизни). Обсуждаем комфорт.
Для жизни рыб в природе ничего не нужно создавать. Природа устроена гармонично, что для жизни морских обитателей все есть, но человек разрушает гармонию природы.
Сюрпризный момент появляется игрушка мальчика воспитатель рассказывает. Мальчик Женя поехал с родителями на озеро отдохнуть, они устроили пикник, и весь мусор они бросали прямо в воду (воспитатель бросает мусор в макет водоема). Да, человек загрязняет природу. (картинки ИКТ загрязнение океана) мусор не разлагается в воде (картинки рыб, застрявших в пакетах и т.п.,
Вся вода встречается в океане и весь мусор, попавший когда-то в воду, никуда не пропадает, в океане есть целые острова с мусором. Человек разрешает водную среду. Он влияет на погоду и климат всей планеты. Загрязненный океан, влияет на здоровье людей и животных.
Загрязняем макет океана, отходами, дети делают выводыЧасто морские животные воспринимаю мусор за пищу, например пакет в воде так похож на медузу, что приводит к их гибели. Мусор закрывает солнечный свет, погибают растения, в воде становится меньше кислорода и пищи. Все это приводит к гибели водных обитателей.
Как мы можем помочь? (Ответ детей: мы можем убрать мусор).
Дети сачком убирают мусор.
Отправляясь на пляж или прогулку веди себя ответственно и не оставляйте мусор, наоборот можно совместить прогулку с уборкой мусора (субботник?). сдавайте на переработку опасные отходы (пластик, батарейки и т.п.).
Работа у доски (иллюстрации не правильного поведения в природе). Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на доске много различных знаков, но они все разрешающие, для того чтобы они стали запрещающими их нужно зачеркнуть красным маркером. Рассматриваем иллюстрации, делаем выводы.
(Детям старших и подготовительных групп можно нарисовать запрещающие знаки.)
Отправляясь на пляж или прогулку веди себя ответственно и не оставляйте мусор, наоборот можно совместить прогулку с уборкой мусора (субботник?). сдавайте на переработку опасные отходы (пластик, батарейки и т.п.).