Проблема развития речи является одной из актуальной в настоящее время. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи и речевое общение осуществляется о всех видах деятельности, в разных формах.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ — это правильная организация предметно-развивающей среды, а это комфортная, уютная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными игровыми материалами.
Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Речевой центр является одной из форм предметно-развивающей среды. Речевые центр способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Выбранная тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, со взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
Задачи проекта
- Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
-Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
-Повысить профессиональную компетентность педагогов.
-Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
-Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Участники проекта: Воспитатели группы, дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Прогнозируемые результаты
1. В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
2. Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
3. Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.
Этапы реализации проекта
I этап -подготовительный (организационный)
· Изучение и анализ литературы по теме проекта,
· Разработка перспективного планирования,
· Подбор материала для реализации проекта.
II этап -внедренческий
· Реализация перспективного плана работы с детьми,
· Привлечение родителей в творческое взаимодействие с детьми.
III этап- итоговый
· Итоговое занятие «Путешествие в Волшебный лес»
· Мониторинг по теме проекта.
Перспективное план с детьми среднего дошкольного возраста на 2020-2021год:
Январь
Тема
Совместная деятельность с детьми
«Язык мал, да всем телом владеет»
1. Артикуляционная гимнастика «Комплекс №1»
2. Беседа «Моя семья»; «Улицы города»
3. Словесные игры «А что потом»; «Выдели слово»; «Дерево, кустарник»
4. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»1890г.; рассматривание картины «Зимушка»
5. Составление рассказов по сюжетной картине «Саша и снеговик».
6. Непосредственная образовательная деятельность «В мире сказок»
7. Составление описательного рассказа «Зима-подруга».
8. Артикуляционная гимнастика «Комплекс №2»
9. Дыхательная гимнастика «Комплекс № 1»
Февраль
Тема
Совместная деятельность с детьми
«Грамота - второй язык»
1. Непосредственная образовательная деятельность:
-«Зимняя одежда»,
-«Зима».
2. Беседа «Вежливые слова»; «Яблоня»
3. Словесные игры «Кто кем (чем) будет?»; «Где что растет?»;«Как нас можно назвать по-другому? »; «Отгадай загадки! »
4. Рассматривание овощей;
Рассматривание картины «Кролики».
5. Артикуляционная гимнастика комплекс №3
6. Составление небольшого рассказа об «игрушке-кошке»
7. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
8. Артикуляционная гимнастика комплекс №4
9. Дыхательная гимнастика № 2
Март
Тема
Совместная деятельность с детьми
«Добрые слова, дороже богатства»
1. Артикуляционная гимнастика «Комплекс №5»
2. Беседа «Этическая беседа»; «Праздник вежливости»
3. Словесные игры «Что. где?»; «Покажи столько же»;»Ко знает -пусть считает».
4. Рассматривание картины «Дети в зимнем лесу»; картины В.Васнецова «Аленушка»
5. Составление описательного рассказа «Дети на прогулке»; составление рассказов по схеме «О зиме».
6. Непосредственная образовательная деятельность «Вежливые слова»
7. Артикуляционная гимнастика «Комплекс №6»
8. Дыхательная гимнастика «Комплекс № 3»
Библиографические источники:
1. Ушакова,О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие -М., 2003.
2. Бородич М., «Методика развития речи детей»,-М., 1981г.