Выпуск № 40 (115) 2021

Шандрова М.В., Щербакова И.Д. Воспитание экологической культуры через проектную деятельность

В настоящее время одной из основных экологических проблем является проблема загрязнения биосферы бытовым мусором. Экологи всей планеты бьют тревогу: человечество погрязло в отходах, и с каждым годом проблема их безопасной ликвидации становится все острее. Самое печальное в том, что большинство людей не видят в этом серьезной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернется к каждому из нас в виде загрязненной воды, токсичной пыли, отравленных овощей и фруктов.
Необходимо, чтобы каждый человек осознал опасность загрязнения окружающей среды. Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть, в принципе. Но если каждый человек приложит усилия и будет соблюдать определенные правила, мы можем значительно улучшить экологическую ситуацию. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. А в современной системе образования воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план. Наша задача помочь дошкольникам вовремя исправить допущенные ошибки и не повторять их в дальнейшем. И именно в дошкольном возрасте донести информацию о том, что нельзя выбрасывать мусор, где попало. Он должен попасть туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе: на специально оборудованные свалки и мусороперерабатывающие заводы.
Нужно научить сортировать мусор уже дома. В городах появляются разноцветные контейнеры для отходов. Такой способ сортировки будет упрощать переработку бытовых отходов.
Нужно вести работу по воспитанию экологической культуры подрастающего поколения. Ребёнок должен понимать, что состояние природы зависит от каждого человека, в том числе и от них.
Исходя из этого, нами был разработан проект «Мы с природой дружи - мусор нам не нужен!»
Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей о видах отходов, их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека.
Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, мы с детьми узнали, что проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.
Оказалось, что: 200 тыс. лет до н. э. -были найдены первые мусорные кучи археологами, 400 лет до н. э.- в Афинах основана первая в истории муниципальная свалка. А в 200 год - в Риме возникла городская служба по уборке мусора. С детьми в течение недели мы проследили за накоплением мусора в группе и дома. Таким образом, дали понять детям, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям вместе.
Работа по проекту «Мы с природой дружим - мусор нам не нужен» велась совместно с родителями. В начале реализации проекта в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей была создана «Жалобная книга природы», где в рисунках были раскрыты основные экологические проблемы современности.
Проведены беседы и игры, способствующие формированию у детей представлений о правилах поведения в природе, видах мусора и правилах его сортировки, о том, какой вред наносит мусор природе и человеку.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети познакомились со свойствами различных материалов (бумаги, стекла, пластика) и получили представления о том, что происходит в земле с бытовым мусором.
Творческая деятельность помогла детям понять, что из ненужных вещей можно создать что-то интересное и полезное, то есть подарить ненужным вещам вторую жизнь.
Так из втулок от туалетной бумаги, СД дисков, фантиков от конфет создали различные новогодние игрушки и украшения, и настольный театр.
Коробочки, бутылки, баночки от продуктов используются детьми в сюжетно-ролевых играх. Это тоже возможность подарить ненужным вещам «вторую жизнь»
В процессе конструирования мусороперерабатывающего завода дети познакомились с его назначением и ролью, которую он играет в охране окружающей среды.
Семьями воспитанников были оформлены газеты и плакаты «Будь природе другом», «Прикоснись к природе сердцем», «Земля – наш общий дом», «Спасем нашу планету».
В заключении нашего проекта мы с детьми пришли к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Совместно с родителями дети составили памятки: «Что можешь сделать ты.»
·           систематически проводи уборку территории около детского сада, дома;
·           не бросай, куда попало мусор;
·           не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;
·           собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);
·           экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);
·           аккуратно обращайся с книгами;
·           бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;
·           дай вещи «вторую жизнь»
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в всегда был порядок. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
Литература.
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
3. Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994.
3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
5. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
6. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27
7. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16
8. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.
9. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.
10. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.