2023 2022
1 (219) 2023

Дементьева Н.В., Гончарова Ю.А. КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СМЕЛЫМ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Пояснительная записка

Актуальность: Наблюдая за поведением детей в подготовительной группе, за характером их взаимоотношений со сверстниками, родителями и педагогами в детском саду, а также специально проведенное диагностическое обследование выявило наличие высокого (3 ребенка) и среднего уровня тревожности примерно у половины воспитанников.

Необходимость разработки данного занятия продиктована тем, что многие дети не умеют сотрудничать друг с другом, некоторые чувствуют неуверенность в себе.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии, социальных навыков. Именно в этом возрасте формируется самосознание.

«Смелость» - одно из первых слов, которые мы узнаем в детстве. Каждому ребенку объясняют, что смелые дети не боятся прививок и уколов, уверенно заходят в кабинет к зубному врачу, и не устраивают истерики, впервые оставшись в детском саду или первом классе. Смелость преподносится детям, как важная добродетель. Но даже повзрослев, не все правильно понимают смысл этого слова.

Смелость — это особенность характера, заключающая в способности преодолевать страх, сохранять спокойствие и самообладание, решительно действовать в условиях опасности и неопределенности.

Смелость характеризует психоэмоциональную устойчивость человека, его способность противостоять страху, сохранять спокойствие и самообладание в условиях повышенной опасности. Поэтому так важно развивать ее.

Цель: формировать уверенность в себе.

Задачи:

1. Развивать навыки сотрудничества, взаимной эмпатии у детей;

2. Формировать умение корректировать свои страхи и негативные чувства, препятствующие общению;

3. Развивать психические процессы;

4. Способствовать снятию напряжения, тревожности.

Ожидаемый результат: повышения самооценки тревожного ребенка и его статуса в группе сверстников, гармонизациия отношений со значимыми взрослыми, что в итоге приведет к снижению уровня тревожности.

Методы и приемы: использование сказкотерапии, игровой метод, использование изотерапии, использование музыкотерапии, практическая деятельность детей, вопросы к детям.

Занятие составлено и разработано для детей 6-7 лет с ТНР.

Материалы и оборудование:
краски, кисти, баночки с водой, листы А4 по количеству детей, маска льва, ноутбук для прослушивания музыки, запись музыки для снятия тревожности, страха, подушечки-говорушечки.

Содержание.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем занятии. Давайте поприветствуем друг друга.

-Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх над головой, изображая солнце)

Здравствуй, небо голубое! (на носочки, тянутся вверх)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, милый мой дружок! (берутся за руки)

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Психолог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И Саша здесь, и Настя здесь, и Ксюша здесь…». Дети повторяют вслед за ним. Затем психолог говорит: «Все здесь!». Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!». После этого медленно опускают руки и присаживаются на подушечки-говорушечки.

Погружение в тему.

П-п: садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку про маленького барсучка.

(рассказывает сказку «Страх» Елены Ульевой.) [1]

Беседа: Почему барсучок испугался? А что было на самом деле? Как он мог прогнать свой страх? А тебе когда-нибудь было страшно? Как ты борешься со страхом? Можно барсучка назвать смелым?

Провожу психогимнастику: Представляете, как было страшно барсучку? Давайте покажем, как ему было страшно, как у него стучали зубы и трясся маленький хвостик. А как кричат от страха? (дети показывают и кричат М-а-м-а). А посмотрите друг на друга, какие вы смешные. Оказывается, страх может быть смешным.

- Ребята, я вам предлагаю игру «Смелые гномики». Присядьте, пожалуйста, и представьте, что вы гномики. Подул очень сильный ветер. Никак не дает подняться с земли маленьким гномикам. Прямо к земле их прижимает. Встали гномики на четвереньки- так легче против ветра подняться. А теперь поднялись. Поставили ножки пошире, устойчивее, чуть вперед наклонились, голову ручками прикрыли и идут против ветра. Ветер на нас давит, идти не дает. А гномики смелые, то одним боком повернутся, то другим. Вот и до леса дошли, здесь ветер гномиков не достанет. Ух, пришли! – Вам понравилось быть гномиками? Что вы чувствовали, когда победили ветер?

Приглашаю детей за стол, раздаю листочки бумаги, краски, кисточки и говорю: «Страх-это недоброе чувство, его можно победить. Для этого нарисуйте его. Когда будете рисовать, каждый штрих сопровождайте громким выдохом, шипением, или еще каким-нибудь звуком». Дети выполняют задание. (звучит спокойная музыка, дети рисуют красками). А пока сохнут ваши рисунки я предлагаю вам поиграть в игру «Я – лев».

(Приглашаю встать в круг.) Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Саша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

Ребята, а теперь нам надо с вами победить свой страх. Возьмите свои рисунки и разорвите их на мелкие кусочки и выбросите их в корзину для мусора. Теперь вы победили свой страх, его больше нет! Молодцы! Мы чувствуем, что нам стало легко и хорошо! Посмотрите на себя, у вас у каждого есть смелость!

А теперь, встаем с вами в круг и беремся за руки. Игра называется «Эстафета дружбы». Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Саше, от Саши к Ксюше и …. И снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вам помогает стать смелыми и не покидает вас! До свидания!

Список использованной литературы.

1. Е.Ульева. Что ты чувствуешь? ООО «Феникс», 2020

2. Н.Л.Кряжева. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2019.

3. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду,ООО «ТЦ Сфера»,2020.

Приложение.

Страх.

Жил в избушке на опушке маленький барсучок. Один раз мама и папа пошли за ягодами, а барсучка дома оставили. Маленький еще, потеряется!

Ну барсучок и остался. Сидит дома, не шалит, домики из кубиков строит. И вдруг кто-то тук-тук-тук в дверь. Громко-громко! Страшно стало барсучку. Сильно-сильно задрожал его маленький хвостик. Решил барсучок в окошко глянуть. А там! Великаны! Ноги как сосны, руки как ветви, а голова под небеса!

Страшно-страшно стало барсучку! Куда бежать? Куда прятаться? Под кровать, конечно! Сидит, дрожит, ждет, когда великаны уйдут. А те и не думают уходить. Зашли прямо в домик. Ходят по комнатам, барсучка ищут.

-Где ты? Где ты?

«Да это же мама с папой!» - догадался малыш. Выскочил из-под кровати и бегом к своим родителям.

-Как же вы в великанов превратились? – спрашивает. – Я в окошко смотрел, все видел.

-Да это ты наши тени видел, а не нас. Тени могут быть большими-пребольшими. Вот ты их и напугался!

Засмеялся барсучок. Тени он за родителей принял. Со страхом подружился. А его прогонять надо! Не нужно с ним дружить!