Выпуск № 40 (115) 2021

Смайлова Э.А. Потенциал развивающих игр и игрушек в сенсорном развитии детей раннего возраста

Развитие ребенка происходит в том случае, если он сам принимает активное участие в различных видах деятельности, – утверждает Д. Эльконин, [3]. Особая роль в развитии ребенка принадлежит игре. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие сенсорной деятельности ребенка дошкольного возраста.
Ф. Фребель разработал серию дидактических материалов для детей от пренатального до дошкольного возраста под названием «Шесть даров для детских игр». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные с шерсти, окрашенные в разные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар-на ниточке. Мать показывает ребенку мячи разных цветов, развивая, таким образом, его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и, соответственно, говоря «вперед – назад», «вниз», «вправо – влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «есть мячик – нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.
Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Ф. Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, потому что его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Но наряду с этим, Ф. Фребель приводит и ряд других, символических, дельных доводов, таких как: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар – символ движения, шар – символ бесконечности, место среди других [2]. Педагогическая система Ф. Фребеля получила различные оценки – отрицательные (даже запрет) и одобрительные (распространение во всем мире), испытывала забвение и опять – признание.
В дошкольной педагогике развивающие игры и упражнения издревле считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача сенсорного развития ребенка: знакомство с формой, размером, цветом, пространством, звуком. На современном этапе, когда на основе принципов дидактики дошкольной педагогики разрабатывается новая система сенсорного воспитания, роль развивающих игр и упражнений существенно меняется. Развивающие игры как своеобразный способ обучения, соответствующий особенностям ребенка, включается во все направления дошкольного воспитания.
Развивающие игры играют решающую роль в сенсорном воспитании детей. С помощью игр и игрушек, различных предметов, картинок, с которыми происходит взаимодействие, у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Сенсорное воспитание ребенка в ходе развивающей игры происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения высказывать свои соображения словом. Слово помогает называть признаки или свойства предметов. В ходе произношения формируется процесс рассуждения. Процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса.
Развивающие игры способствуют развитию таких операций, как анализ, мысленное разложение целого на части, или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или любыми признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по любым существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане. Следовательно, развивается способность формулировать суждения, умозаключения, умение применять знания при необходимых обстоятельствах.
Развивающие игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников со схожим цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему развивающих игр и упражнений по сенсорному воспитанию, призванных усовершенствовать восприятие ребенком характерных признаков предметов.
Развивающие игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильность звукопроизношения, развивается связная речь, умение правильно выражать свои взгляды. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и действия, обретает, обогащает свой духовный мир. И это все способствует не только сенсорному, но и общему развитию. Дидактические задачи многих игр призваны научить детей самостоятельному рассказыванию о предметах, явлениях в природе, жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.
Использование развивающих игр в ходе занятия может быть разнообразным [1]: использование как части занятия; самостоятельная форма организованного обучения детей; использование в повседневной жизни.
Для реализации основных задач сенсорного развития используются следующие игры и упражнения:
⁃ цвет – «Назови цвет», «Подбери предметы одного цвета», «Какой предмет лишний», «Подбери по цвету», «Помоги бабочке», «Собери цветок», «Сложи лучи солнышка», «Помоги ирисовый», «Веселые новогодние снеговички», «Куклы-неваляшки», «Спаси бабочек», «Одень куклу» и прочие;
⁃ форма – «Подбери по форме», «Укрась кукле платье», «Найди такую же игрушку», «Выросла елка», «Веселые мячики», игры-пазлы, «Собери ягодки» и другие;
⁃ размер – «Подбери колеса к машинам», «Найди такую же ленту», «Кукла большая и маленькая», «Яблочки и виноград», игры-пазлы и т.п.
Таким образом, можно обобщить, что развивающие игры и игрушки – это значительная неотъемлемая часть сенсорного воспитания, которая может использоваться как влиятельный фактор развития личности ребенка дошкольного возраста. Если рассматривать развивающие игры и игрушки как средства реализации сенсорного воспитание в системе образовательной деятельности, то стоит отметить, что они организуются по плану во время занятий. С другой стороны, могут быть использованы в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей предоставляется разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию.
Руководство развивающей игрой требует высокого уровня педагогической мастерства и такта. Решая через игру и в игре дидактические и развивающие задачи, воспитатель должен сохранить суть игры – деятельности интересной, близкой детям, которая радует их, способствует общению между детьми, создает условия для возникновения и укрепление дружбы, симпатии, формирование коллектива, живущего по законам «детского общества».
Список литературы:
1.       Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 240 с.
2.       Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Ф. Фребель; Сост., предисловие Л.М.Волобуева. – М.: Издат. Дом «Карапуз», 2001. – 288 с.
3.       Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2009. – 359 с.