Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf
Актуальность проекта.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Потребность обучения детей правилам пожарной подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Для решения этих проблем были поставлены ряд задач:
- учить детей безопасным правилам поведения, ведению здорового образа жизни;
- добиваться постоянного снижения ущерба, наносимого жизни, здоровью и имуществу людей, окружающей среде поражающими факторами экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
Роль воспитателя - формирование у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.
Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия, для того чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Проводя их, воспитатель активизирует деятельность воспитанников путем использования разнообразных методов; используем дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываем его способности и возможности
Актуальность предложенных материалов объясняется преимуществом активных методов обучения и воспитания мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях:
- во-первых, это активность ребенка в процессе их применения;
- во-вторых, при использовании активных методов в практике работы с дошкольниками наблюдается большая самостоятельность детей в непринужденной творческой атмосфере;
- в-третьих, применение этих методов влияет на развитие умственных качеств личности: любознательности, пытливости детского ума, умения решать самостоятельно любую задачу, умение мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении различных заданий.
Цель проекта:
формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
· Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
· Развивающие
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
· Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
· Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
им навыков правильных действии в случае пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта:
- Воспитатели.
- Дети 5-6 лет.
- Родители.
Ожидаемый результат:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
Профилактика панического страха перед огнём.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:
1. С Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";
2. Т.Юрмин "Кто плохой?";
3. В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
4. И.Демьянов "Коробок - чёрный бок";
5. Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
6. С.Михалков "Дядя Сгёпа";
7. JI Толстой "Пожарные собаки".
8. '['.Фетисов "Куда спешат красные машины".
9. Шевченко "Как ловили уголька"
При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:
- существование явления "пожар", его опасность и последствия;
- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.);
- правила поведения при пожаре.
Примерное перспективное планирование мероприятий пожарной безопасности «Чтоб не случилась беда».
Сентябрь
· Изготовление плаката, лэпбука «Пожарная безопасность», подбор иллюстраций, художественной литературы.
· Беседа «Эта спичка-невеличка»
· Игра «Назови причины пожара»
Октябрь
· Беседы «Огонь друг и огонь враг», «Пожароопасные предметы»
· Мероприятие «Пожарная безопасность»
· Работа с лэпбуком
· Чтение литературы по теме.
· Игра «Горит -не горит»
Ноябрь
· Беседа «Как не допустить пожар дома»
· Д/и «Сложи картинку»
· Чтение Хоринская «Спичка-невеличка»
· Декабрь
· НОД «Спички не игрушка, огонь не забава»
· Беседа «Пусть елка новогодняя нам радость принесет» (опасность петард, фейерверков)
· Д/и «Огонь добрый, огонь злой»
· Чтение литературы по теме.
Январь
· Беседа «Профессия пожарный»
· Рассматривание иллюстраций, презентации о пожарных.
· Словесная игра «Слушай внимательно»
· С.-р. игра «Пожарные»
Февраль
· Беседа «Поведение при пожаре дома»
· Словесная игра «Доскажи словечко»
· Конструирование пожарной машины из кубиков.
Март
· Решение проблемных ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить белье над газовой плитой», «В доме зажгли бенгальские огни».
· П/и «Огонь»
· Д/и «Четвертый лишний»
· Чтение литературы по теме.
Апрель-май
· Беседа «Как не допустить пожар в природе»
· П/и «Юный пожарный»
· Рисование «Пожар в лесу».
· Карточная викторина
Реализация проекта
Работа с родителями
-Выставка литературы по теме.
-Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
-Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Не играй с огнём»
Сентябрь
БЕСЕДА «ЭТА СПИЧКА – НЕВЕЛИЧКА» (старший возраст)
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы видели когда-нибудь пожар?
В последнее время участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
Воспитатель - От чего происходят пожары?
1реб. - От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
Воспитатель - Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
2реб. – Здесь изображён пожар. Пылает лес.
Воспитатель - А по каким причинам мог загореться лес?
3реб. – Здесь играли дети со спичками.
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось, и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
Воспитатель – Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
4реб. - Надо было сразу позвонить в пожарную охрану.
Воспитатель - А номер вы знаете?
5реб. - 01
Воспитатель - пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
Игра «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Октябрь.
2. Дидактическая игра «Горит-не горит».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
Игровые действия: разложить карточки на две группы.
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Конспект познавательно-развлекательного занятия в старшей группе
Тема: «Пожарная безопасность»
Цель: Повторение и закрепление элементарных правил пожарной безопасности.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с работой пожарных, пожарной машиной и её функциями.
Закрепить понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
Развивающие:
Развивать умение вести себя правильно в экстремальной ситуации.
Развивать логическое мышление, ловкость, смелость.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности в обращении с предметами, которые могут вызвать пожар.
Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Материал и оборудование: плакат «Умей действовать при пожаре», магнитный мольберт, магниты, разрезные картинки «Пожарная машина», «Пожарный» и «Скорая помощь», иллюстрации – пожарный в боевом костюме, аудиозапись сирены, телефонного звонка, иллюстрации: огнетушитель, лопата, «пожарный рукав», рукавицы, шлем – каска, накидка, маска «Огонь», жилет «01», красный обруч (1 шт.), графо-моторные карточки, фломастеры.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Тревога», «Кошкин дом»;
С. Михалков «Дядя Стёпа - каланча»,
К. И. Чуковский «Путаница»,
Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Пожар в лесу»,
Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море».
2. Беседы «О правилах важных - пожаробезопасных», «Осторожно, огонь!», «Правила безопасности детей», «Правила пользования бытовыми приборами», «Детские шалости с огнём и их последствия», «Спички – причина пожара».
3. Рассматривание серий картин, плакатов «Правила пожарной безопасности», «Умей действовать при пожаре», «Средства тушения пожара», «Что делать, если в квартире начался пожар».
Ход викторины:
Воспитатель:
Дети посмотрите внимательно на плакат и скажите, как нужно действовать при пожаре (нельзя прятаться, пользоваться лифтом, заливать водой электроприборы, открывать окна, нужно позвонить по телефону 01, уйти из помещения и закрыть за собой дверь, обратиться к соседям за помощью, если кто-то остался в квартире сообщить об этом пожарным).
Воспитатель: Многие из вас мечтают стать пожарными. А ведь эта профессия считается одной из самых опасных, потому что пожарные приходят на помощь к людям, попавшим в беду, часто рискуя собственной жизнью. Скажите, пожалуйста, чтобы справиться со своей работой, каким должен быть пожарный?
Ответы детей: Сильным, смелым, умным, храбрым, отважным, добрым, находчивым, быстрым, ловким, настоящим героем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы назвали качества, которыми должен обладать спасатель. А для этого спасателю нужно много заниматься спортом, тренироваться.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет о спасателях нашего родного города, о наших шефах. (Просмотр слайдов.)
Воспитатель: Я предлагаю вам внимательно послушать загадки и постараться их отгадать. Если вы отгадаете загадку, то на экране сразу появится отгадка.
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его…
Дети: Водой.
С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Дети: Пожарные.
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички…
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…
Дети: Отнять.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает он ладонь.
Дети: Огонь.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Дети: Огонь.
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И пожарным помогаю
Засыпать огонь песком.
Дети: Лопата.
Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасёт
Детей и взрослых разом.
Дети: Пожарная машина.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Загадки вы отгадываете очень хорошо. Действительно, это пожарная машина. А кто знает, как выглядит пожарная машина?
Дети: Она красного цвета, у неё есть синяя мигалка и лестница.
(Показ пожарной машины.)
Воспитатель: Пожарная машина – это машина специального назначения. Она всегда красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина очень быстро, чтобы успеть потушить пожар и спасти людей.
В пожарной машине всегда находится огнетушитель, который наполнен особой пеной. Есть специальные шланги, которые называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на верхнем этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей помогает складная лестница. Ещё есть лопата.
Пожарный надевает брезентовый костюм, каску – шлем, рукавицы, сапоги, аппарат для дыхания (противогаз). Вся эта одежда ещё называется боевой. Зачем она нужна пожарным?
Ответы детей: брезентовый костюм – не горит, не промокает; каска – защищает голову от удара, рукавицы – защищают руки от ожогов, сапоги защищают ноги от ожогов, аппарат для дыхания защищает гортань от дыма.
Когда пожарная машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно сирену. (Слышна сирена.)
Как вы думаете, почему она так громко звучит? (Ответы детей.)
Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Собери картинку». Приглашаю двух участников. Вы должны из частей собрать картинку. Кто соберёт первым, тот победитель. (Дети работают парами складывают картинки пожарной машины и скорой помощи, пожарного).
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (дети называют сюжет картинки)
Воспитатель: Есть такие пословицы: «Спички детям не игрушки», «От маленькой спички разгорается большой пожар». Пламя огня безжалостно, оно разгорается очень быстро, никого и ничего не жалеет, охватывает всё. Давайте поиграем в подвижную игру «Огонь в очаге».
Ребёнок (в костюме огня выходит и говорит): «Я – Огонь, меня не тронь».
Дети: Ты зачем ушёл из очага, превратился в нашего врага?
Огонь: Я – Огонь, ваш друг и враг, со мной не справиться никак. (Шипит, машет руками, догоняет детей, которые убегают и стараются занять место в красном обруче.)
Воспитатель: Сейчас предлагаю игру «Помоги пожарному».
Вы должны правильно провести дорогу к месту пожара (работа с графомоторными карточками).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
Дорогие участники! Если вы согласны, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы уверены, что действия неправильны, молчите.
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Дети молчат.
Кто из вас, заметив дым,
Закричит: «Пожар! Горим!»
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Дети молчат.
Кто от маленькой сестрички
Незаметно прячет спички?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!
Дети молчат.
Кто из вас шалит с огнём?
Признавайтесь честно в том!
Дети молчат.
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Вы на все вопросы ответили верно! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз повторим, как мы будем себя вести, если у нас случится пожар. (Дети отвечают на вопросы, опираясь на плакат «Умей действовать при пожаре».)
Правила:
· Позовём взрослых.
· Попробуем затушить пламя, если оно маленькое. Чем? Если ничего не получилось, а дома есть телефон, то набираем, «01».
· Если нет телефона, выходим на балкон или на улицу и зовём на помощь.
· Не прячемся под кровати, столы и по углам.
· Когда придут на помощь взрослые или приедут пожарные, мы во всём их слушаемся.
Воспитатель: Молодцы, хорошо запомнили правила поведения при пожаре! А какие рассказы, сказки о пожаре вам знакомы?
Дети: «Кошкин дом», «Дядя Стёпа – каланча», «Путаница», «Пожарные собаки», «Пожар в лесу», «Тревога» (Малыш и Карлсон дарят детям книги).
Воспитатель: Написали эти замечательные произведения известные детские писатели К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. Михалков, Б. Житков, л. Н. Толстой.
Воспитатель: На этой ноте мы заканчиваем нашу викторину. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, что вы не растерялись. Я хочу вам пожелать – будьте внимательны, думайте о безопасности! Соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к нашему дому.
Ноябрь
Игра «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Декабрь
НОД. Тема: «Спички - не игрушка, огонь не забава»
Образовательная задача: выявить и закрепить знания детей о пожаре: причины пожара, первые действия при пожаре, порядок действий на пожаре.
Развивающая задача:
1. Развивать внимание, память, фонематический слух.
2. Учить работать с планом - ориентироваться в пространстве группы и своей комнаты.
3. Выделять и называть видимые и скрытые признаки предметов.
4. Учить следовать словесной инструкции воспитателя.
· Воспитательная задача;
1. Воспитывать уверенность в своих действиях.
2. Учить сопереживать, чувствовать себя компетентным.
3. Поддерживать интерес к устному народному творчеству.
Предшествующая работа:
1. Чтение произведений.
2. Знакомство с пословицами.
3. Отгадывание загадок.
4. Встреча с пожарными.
5. Наблюдение за пожарной машиной и встреча с пожарными-бойцами.
6.Дидактическая игра "Угадай профессию". В уже имеющуюся дидактическую игру включить картинку с изображением пожарного. К ней подобрать соответствующие атрибуты: огнетушитель, ведро с водой, песок, лопату, топор, пожарную машину с цистерной, выдвижную лестницу, противогаз, рукав.
Подготовка воспитателя: плакаты, макеты групповой комнаты, своей комнаты.
фломастеры, карандаши, бумага, три подноса, мяч.
Групповая комната оформляется плакатами о причинах пожара.
Ход занятия:
- Дети, по словам отгадайте, пожалуйста, о чем мы будем сегодня разговаривать? (Мы будем говорить о пожарных, об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду).
- Ребята, найдите плакат, где с бабушкой случилась беда (вот этот плакат, здесь дом сгорел, сидит бабушка, ей холодно, одежда сгорела, котику тоже холодно, негде спать и нечего есть);
- Ребята, а какое у нее настроение? (грустное, печальное, плохое);
- А котик как на нас смотрит? (испуганно, глаза у него большие);
- Пожалеем бабушку с котиком. Погрустим. (Кто-то подойдет, погладит котика, кто-то потрогает седые волосы старушки);
- Ребята, какую пословицу можно сказать, когда видим такую картину: пламя все съедает на своем пути?
("Красный петух" прошелся);
- Молодцы, ребята. Почему случилась беда? (Бабушка свечку оставила. Грелся у обогревателя, забыл его
выключить);
- Вспомним еще пословицу об огне. (Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Упустишь огонь - не
потушишь);
- Посмотрите на плакаты. Какой бывает огонь? (Разный, удивительный, волшебный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий);
- Молодцы, дети. Найдем на плакатах тех, кто спасает людей от пожара (Дети подошли к плакатам, где работают пожарные. Пожарные спасают людей);
- Во что одеты пожарные? (11ожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания,
на руках рукавицы, на ногах сапоги);
- Чем тушат пожар? (Пожарные машины заливают огонь водой, вода в цистернах, бочках, вода побеждает огонь);
- А какую загадку вы знаете об огне? (Все ест - не наестся, а пьет - умирает. Шипит и злится, а воды не боится. Висит - молчит, а перевернешь - шипит и пена летит);
- Вот у меня книжечка-памятка "Малышам об огне" разобрана по листочку, возьмите себе по одному, встаньте красиво и расскажите, как нельзя делать.
Сам костер не разжигай,и другим не позволяй:
Даже крошка огонек. От пожара недалек.
Для забавы, для игры Спичек в руки не бери. коробка спичек хоть мала, Но много может делать зла.
Не бери из печки жар, здесь и он храпит пожар. Уголек хоть невеличка, Но опасен, как и спичка.
Газ на кухне, пылесос ли, телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый Наш надежный, старший друг.
ИГРА: «Найди ответ»
- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-ответ);
- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?
ИГРА: «Как делать нельзя».
- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так: сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.
ИГРА: "Найди выход"
- Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым будет в коридоре. Посмотрите друг у друга.
Верно ли дан ответ?
- Нарисуйте план своей комнаты. Как вы будете выходить, если в комнате дым? Укажите стрелочкой. (Проверяю у всех ребят).
Игра «Огонь добрый, огонь злой»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
Январь
Дидактическая игра: "Слушай внимательно"
- Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
- К то от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
- Какое у вас настроение? (Хорошее)
- Покажите настроение. (Все улыбаются)
Февраль
Игра «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой……. (пожар)
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в …. (квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…. (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…… (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над … (газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жег… (траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые … (предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер: (01)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных …. (вызывай)
Март
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
Апрель-май
«Карточная викторина»
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Актуальность проекта.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Потребность обучения детей правилам пожарной подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Для решения этих проблем были поставлены ряд задач:
- учить детей безопасным правилам поведения, ведению здорового образа жизни;
- добиваться постоянного снижения ущерба, наносимого жизни, здоровью и имуществу людей, окружающей среде поражающими факторами экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
Роль воспитателя - формирование у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.
Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия, для того чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Проводя их, воспитатель активизирует деятельность воспитанников путем использования разнообразных методов; используем дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываем его способности и возможности
Актуальность предложенных материалов объясняется преимуществом активных методов обучения и воспитания мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях:
- во-первых, это активность ребенка в процессе их применения;
- во-вторых, при использовании активных методов в практике работы с дошкольниками наблюдается большая самостоятельность детей в непринужденной творческой атмосфере;
- в-третьих, применение этих методов влияет на развитие умственных качеств личности: любознательности, пытливости детского ума, умения решать самостоятельно любую задачу, умение мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении различных заданий.
Цель проекта:
формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
· Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
· Развивающие
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
· Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
· Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
им навыков правильных действии в случае пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта:
- Воспитатели.
- Дети 5-6 лет.
- Родители.
Ожидаемый результат:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
Профилактика панического страха перед огнём.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:
1. С Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";
2. Т.Юрмин "Кто плохой?";
3. В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
4. И.Демьянов "Коробок - чёрный бок";
5. Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
6. С.Михалков "Дядя Сгёпа";
7. JI Толстой "Пожарные собаки".
8. '['.Фетисов "Куда спешат красные машины".
9. Шевченко "Как ловили уголька"
При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:
- существование явления "пожар", его опасность и последствия;
- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.);
- правила поведения при пожаре.
Примерное перспективное планирование мероприятий пожарной безопасности «Чтоб не случилась беда».
Сентябрь
· Изготовление плаката, лэпбука «Пожарная безопасность», подбор иллюстраций, художественной литературы.
· Беседа «Эта спичка-невеличка»
· Игра «Назови причины пожара»
Октябрь
· Беседы «Огонь друг и огонь враг», «Пожароопасные предметы»
· Мероприятие «Пожарная безопасность»
· Работа с лэпбуком
· Чтение литературы по теме.
· Игра «Горит -не горит»
Ноябрь
· Беседа «Как не допустить пожар дома»
· Д/и «Сложи картинку»
· Чтение Хоринская «Спичка-невеличка»
· Декабрь
· НОД «Спички не игрушка, огонь не забава»
· Беседа «Пусть елка новогодняя нам радость принесет» (опасность петард, фейерверков)
· Д/и «Огонь добрый, огонь злой»
· Чтение литературы по теме.
Январь
· Беседа «Профессия пожарный»
· Рассматривание иллюстраций, презентации о пожарных.
· Словесная игра «Слушай внимательно»
· С.-р. игра «Пожарные»
Февраль
· Беседа «Поведение при пожаре дома»
· Словесная игра «Доскажи словечко»
· Конструирование пожарной машины из кубиков.
Март
· Решение проблемных ситуаций «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить белье над газовой плитой», «В доме зажгли бенгальские огни».
· П/и «Огонь»
· Д/и «Четвертый лишний»
· Чтение литературы по теме.
Апрель-май
· Беседа «Как не допустить пожар в природе»
· П/и «Юный пожарный»
· Рисование «Пожар в лесу».
· Карточная викторина
Реализация проекта
Работа с родителями
-Выставка литературы по теме.
-Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
-Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Не играй с огнём»
Сентябрь
БЕСЕДА «ЭТА СПИЧКА – НЕВЕЛИЧКА» (старший возраст)
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы видели когда-нибудь пожар?
В последнее время участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
Воспитатель - От чего происходят пожары?
1реб. - От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
Воспитатель - Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
2реб. – Здесь изображён пожар. Пылает лес.
Воспитатель - А по каким причинам мог загореться лес?
3реб. – Здесь играли дети со спичками.
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось, и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
Воспитатель – Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
4реб. - Надо было сразу позвонить в пожарную охрану.
Воспитатель - А номер вы знаете?
5реб. - 01
Воспитатель - пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
Игра «Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Октябрь.
2. Дидактическая игра «Горит-не горит».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
Игровые действия: разложить карточки на две группы.
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Конспект познавательно-развлекательного занятия в старшей группе
Тема: «Пожарная безопасность»
Цель: Повторение и закрепление элементарных правил пожарной безопасности.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с работой пожарных, пожарной машиной и её функциями.
Закрепить понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
Развивающие:
Развивать умение вести себя правильно в экстремальной ситуации.
Развивать логическое мышление, ловкость, смелость.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности в обращении с предметами, которые могут вызвать пожар.
Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Материал и оборудование: плакат «Умей действовать при пожаре», магнитный мольберт, магниты, разрезные картинки «Пожарная машина», «Пожарный» и «Скорая помощь», иллюстрации – пожарный в боевом костюме, аудиозапись сирены, телефонного звонка, иллюстрации: огнетушитель, лопата, «пожарный рукав», рукавицы, шлем – каска, накидка, маска «Огонь», жилет «01», красный обруч (1 шт.), графо-моторные карточки, фломастеры.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Тревога», «Кошкин дом»;
С. Михалков «Дядя Стёпа - каланча»,
К. И. Чуковский «Путаница»,
Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Пожар в лесу»,
Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море».
2. Беседы «О правилах важных - пожаробезопасных», «Осторожно, огонь!», «Правила безопасности детей», «Правила пользования бытовыми приборами», «Детские шалости с огнём и их последствия», «Спички – причина пожара».
3. Рассматривание серий картин, плакатов «Правила пожарной безопасности», «Умей действовать при пожаре», «Средства тушения пожара», «Что делать, если в квартире начался пожар».
Ход викторины:
Воспитатель:
Дети посмотрите внимательно на плакат и скажите, как нужно действовать при пожаре (нельзя прятаться, пользоваться лифтом, заливать водой электроприборы, открывать окна, нужно позвонить по телефону 01, уйти из помещения и закрыть за собой дверь, обратиться к соседям за помощью, если кто-то остался в квартире сообщить об этом пожарным).
Воспитатель: Многие из вас мечтают стать пожарными. А ведь эта профессия считается одной из самых опасных, потому что пожарные приходят на помощь к людям, попавшим в беду, часто рискуя собственной жизнью. Скажите, пожалуйста, чтобы справиться со своей работой, каким должен быть пожарный?
Ответы детей: Сильным, смелым, умным, храбрым, отважным, добрым, находчивым, быстрым, ловким, настоящим героем.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы назвали качества, которыми должен обладать спасатель. А для этого спасателю нужно много заниматься спортом, тренироваться.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет о спасателях нашего родного города, о наших шефах. (Просмотр слайдов.)
Воспитатель: Я предлагаю вам внимательно послушать загадки и постараться их отгадать. Если вы отгадаете загадку, то на экране сразу появится отгадка.
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его…
Дети: Водой.
С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Дети: Пожарные.
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички…
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…
Дети: Отнять.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает он ладонь.
Дети: Огонь.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Дети: Огонь.
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И пожарным помогаю
Засыпать огонь песком.
Дети: Лопата.
Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасёт
Детей и взрослых разом.
Дети: Пожарная машина.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Загадки вы отгадываете очень хорошо. Действительно, это пожарная машина. А кто знает, как выглядит пожарная машина?
Дети: Она красного цвета, у неё есть синяя мигалка и лестница.
(Показ пожарной машины.)
Воспитатель: Пожарная машина – это машина специального назначения. Она всегда красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина очень быстро, чтобы успеть потушить пожар и спасти людей.
В пожарной машине всегда находится огнетушитель, который наполнен особой пеной. Есть специальные шланги, которые называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на верхнем этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей помогает складная лестница. Ещё есть лопата.
Пожарный надевает брезентовый костюм, каску – шлем, рукавицы, сапоги, аппарат для дыхания (противогаз). Вся эта одежда ещё называется боевой. Зачем она нужна пожарным?
Ответы детей: брезентовый костюм – не горит, не промокает; каска – защищает голову от удара, рукавицы – защищают руки от ожогов, сапоги защищают ноги от ожогов, аппарат для дыхания защищает гортань от дыма.
Когда пожарная машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно сирену. (Слышна сирена.)
Как вы думаете, почему она так громко звучит? (Ответы детей.)
Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
Сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Собери картинку». Приглашаю двух участников. Вы должны из частей собрать картинку. Кто соберёт первым, тот победитель. (Дети работают парами складывают картинки пожарной машины и скорой помощи, пожарного).
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (дети называют сюжет картинки)
Воспитатель: Есть такие пословицы: «Спички детям не игрушки», «От маленькой спички разгорается большой пожар». Пламя огня безжалостно, оно разгорается очень быстро, никого и ничего не жалеет, охватывает всё. Давайте поиграем в подвижную игру «Огонь в очаге».
Ребёнок (в костюме огня выходит и говорит): «Я – Огонь, меня не тронь».
Дети: Ты зачем ушёл из очага, превратился в нашего врага?
Огонь: Я – Огонь, ваш друг и враг, со мной не справиться никак. (Шипит, машет руками, догоняет детей, которые убегают и стараются занять место в красном обруче.)
Воспитатель: Сейчас предлагаю игру «Помоги пожарному».
Вы должны правильно провести дорогу к месту пожара (работа с графомоторными карточками).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
Дорогие участники! Если вы согласны, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы уверены, что действия неправильны, молчите.
Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Дети молчат.
Кто из вас, заметив дым,
Закричит: «Пожар! Горим!»
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Дети молчат.
Кто от маленькой сестрички
Незаметно прячет спички?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!
Дети молчат.
Кто из вас шалит с огнём?
Признавайтесь честно в том!
Дети молчат.
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Дети:
Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Вы на все вопросы ответили верно! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз повторим, как мы будем себя вести, если у нас случится пожар. (Дети отвечают на вопросы, опираясь на плакат «Умей действовать при пожаре».)
Правила:
· Позовём взрослых.
· Попробуем затушить пламя, если оно маленькое. Чем? Если ничего не получилось, а дома есть телефон, то набираем, «01».
· Если нет телефона, выходим на балкон или на улицу и зовём на помощь.
· Не прячемся под кровати, столы и по углам.
· Когда придут на помощь взрослые или приедут пожарные, мы во всём их слушаемся.
Воспитатель: Молодцы, хорошо запомнили правила поведения при пожаре! А какие рассказы, сказки о пожаре вам знакомы?
Дети: «Кошкин дом», «Дядя Стёпа – каланча», «Путаница», «Пожарные собаки», «Пожар в лесу», «Тревога» (Малыш и Карлсон дарят детям книги).
Воспитатель: Написали эти замечательные произведения известные детские писатели К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, С. Михалков, Б. Житков, л. Н. Толстой.
Воспитатель: На этой ноте мы заканчиваем нашу викторину. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, что вы не растерялись. Я хочу вам пожелать – будьте внимательны, думайте о безопасности! Соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к нашему дому.
Ноябрь
Игра «Сложи картинку»
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Декабрь
НОД. Тема: «Спички - не игрушка, огонь не забава»
Образовательная задача: выявить и закрепить знания детей о пожаре: причины пожара, первые действия при пожаре, порядок действий на пожаре.
Развивающая задача:
1. Развивать внимание, память, фонематический слух.
2. Учить работать с планом - ориентироваться в пространстве группы и своей комнаты.
3. Выделять и называть видимые и скрытые признаки предметов.
4. Учить следовать словесной инструкции воспитателя.
· Воспитательная задача;
1. Воспитывать уверенность в своих действиях.
2. Учить сопереживать, чувствовать себя компетентным.
3. Поддерживать интерес к устному народному творчеству.
Предшествующая работа:
1. Чтение произведений.
2. Знакомство с пословицами.
3. Отгадывание загадок.
4. Встреча с пожарными.
5. Наблюдение за пожарной машиной и встреча с пожарными-бойцами.
6.Дидактическая игра "Угадай профессию". В уже имеющуюся дидактическую игру включить картинку с изображением пожарного. К ней подобрать соответствующие атрибуты: огнетушитель, ведро с водой, песок, лопату, топор, пожарную машину с цистерной, выдвижную лестницу, противогаз, рукав.
Подготовка воспитателя: плакаты, макеты групповой комнаты, своей комнаты.
фломастеры, карандаши, бумага, три подноса, мяч.
Групповая комната оформляется плакатами о причинах пожара.
Ход занятия:
- Дети, по словам отгадайте, пожалуйста, о чем мы будем сегодня разговаривать? (Мы будем говорить о пожарных, об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду).
- Ребята, найдите плакат, где с бабушкой случилась беда (вот этот плакат, здесь дом сгорел, сидит бабушка, ей холодно, одежда сгорела, котику тоже холодно, негде спать и нечего есть);
- Ребята, а какое у нее настроение? (грустное, печальное, плохое);
- А котик как на нас смотрит? (испуганно, глаза у него большие);
- Пожалеем бабушку с котиком. Погрустим. (Кто-то подойдет, погладит котика, кто-то потрогает седые волосы старушки);
- Ребята, какую пословицу можно сказать, когда видим такую картину: пламя все съедает на своем пути?
("Красный петух" прошелся);
- Молодцы, ребята. Почему случилась беда? (Бабушка свечку оставила. Грелся у обогревателя, забыл его
выключить);
- Вспомним еще пословицу об огне. (Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Упустишь огонь - не
потушишь);
- Посмотрите на плакаты. Какой бывает огонь? (Разный, удивительный, волшебный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий);
- Молодцы, дети. Найдем на плакатах тех, кто спасает людей от пожара (Дети подошли к плакатам, где работают пожарные. Пожарные спасают людей);
- Во что одеты пожарные? (11ожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания,
на руках рукавицы, на ногах сапоги);
- Чем тушат пожар? (Пожарные машины заливают огонь водой, вода в цистернах, бочках, вода побеждает огонь);
- А какую загадку вы знаете об огне? (Все ест - не наестся, а пьет - умирает. Шипит и злится, а воды не боится. Висит - молчит, а перевернешь - шипит и пена летит);
- Вот у меня книжечка-памятка "Малышам об огне" разобрана по листочку, возьмите себе по одному, встаньте красиво и расскажите, как нельзя делать.
Сам костер не разжигай,и другим не позволяй:
Даже крошка огонек. От пожара недалек.
Для забавы, для игры Спичек в руки не бери. коробка спичек хоть мала, Но много может делать зла.
Не бери из печки жар, здесь и он храпит пожар. Уголек хоть невеличка, Но опасен, как и спичка.
Газ на кухне, пылесос ли, телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый Наш надежный, старший друг.
ИГРА: «Найди ответ»
- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-ответ);
- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?
ИГРА: «Как делать нельзя».
- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так: сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.
ИГРА: "Найди выход"
- Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым будет в коридоре. Посмотрите друг у друга.
Верно ли дан ответ?
- Нарисуйте план своей комнаты. Как вы будете выходить, если в комнате дым? Укажите стрелочкой. (Проверяю у всех ребят).
Игра «Огонь добрый, огонь злой»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
Январь
Дидактическая игра: "Слушай внимательно"
- Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
- К то от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
- Какое у вас настроение? (Хорошее)
- Покажите настроение. (Все улыбаются)
Февраль
Игра «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память.
Ход игры: воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку.
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой……. (пожар)
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в …. (квартире)
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…. (утюг)
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками…… (играл)
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над … (газом)
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дому жег… (траву)
Кто в огонь бросал при этом
Не знакомые … (предметы)
Помни каждый гражданин:
Этот номер: (01)
Дым увидел- не зевай.
И пожарных …. (вызывай)
Март
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара. развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
Апрель-май
«Карточная викторина»
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.