Выпуск № 18 (44) 2020

Теплинская Н.А. Организация образовательного терренкура в ДОУ как средство формирования экологического мировоззрения и развития опыта экологически ориентированной деятельности у детей дошкольного возр

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения экологии.
В муниципальном образовании Тихорецкий район экологическому воспитанию уделяется большое значение. В образовательных учреждениях проводятся природоохранные акции, конкурсы, праздники. Однако если в школах разработаны модели формирования экологической природоохранной деятельности, то в дошкольных учреждениях развитие опыта экологически ориентированной деятельности у детей дошкольного возраста, формирование предпосылок исследовательской деятельности не носит системного характера.
Анализ мнений родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ №11 «Родничок» г.Тихорецка показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, так как родители желают видеть своего ребенка экологически грамотным, здоровым, самостоятельным и творческим человеком, способным анализировать свои поступки и поступки других людей, осознавать ответственность за свои действия. И, конечно, все родители хотят, чтобы их дети жили в экологически благоприятном климате.
Образовательный терренкур, организованный на территории ДОО, является, на наш взгляд, одним из способов создания единого образовательного пространства для экологического развития ребенка по пяти направлениям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Это означает, что экологическое воспитание вписывается и реализуется через обозначенные области. Центры активности, задания, которые предлагаются детям для реализации на маршрутах, помогают сформировать «общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» (п.1.6 ФГОС ДО).
Основными направлениями при разработке образовательного терренкура на первом этапе стали:
- создание развивающей среды на территории ДОО с разработкой центров активности,
- создание модели воспитательно – образовательной работы по экологическому воспитанию,
- разработка модулей экологической направленности,
- повышение педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Итак, что такое терренкур? В переводе терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение)
Образовательный терренкур — специально организованные маршруты для детей по территории ДОО с посещением центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп и т.п., которые способствуют оздоровлению организма детей, повышению экологической грамотности и творческой активности каждого ребёнка.
Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.
Задачами образовательного терренкура являются (слайд)
- развитие у детей выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
-формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка- дошкольника;
- развитие личностно-значимого отношения к познанию природы,
- воспитание культуры поведения воспитанников в окружающей природной среде;
- формирование и развитие исследовательского поведения дошкольников как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности;
- воспитание у дошкольников любви к родному краю и природе путем сочетания разнообразных форм работы в Кубанском уголке;
- воспитание ценностного отношения у дошкольников к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- побуждение ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Педагогическая значимость терренкура заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и педагогической деятельности и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают:
- реалистические знания о природе, экологии Краснодарского края,
- закрепляют определённые навыки и умения
- проявляют творчество и фантазию
- удовлетворяют двигательную активность
- взаимодействуют с окружающим миром
У воспитанников формируются начала проектно – исследовательской деятельности, развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонация, глазомер, движения.
Как проходила работа по разработке терренкура в нашем детском саду?
1.       Были изучены теоретические и методологические аспекты организации работы по экологическому воспитанию в рамках терренкура,
2.       Были проанализированы территориальные возможности детского сада (большая территория, большое количество растительности разных видов, незадействованность разных уголков территории для образовательной и досуговой деятельности),
3.       Был разработан и защищен на муниципальном экспертном совете инновационный проект «Образовательный терренкур как средство формирования экологической культуры дошкольников»,
4.       Была определена творческая инициативная группа педагогов для реализации этого проекта.
Проект предполагает три этапа его реализации. На первом этапе были созданы три центра активности «Кубанский хуторок», «Цветы Кубани», «Фитокафе «Ромашка», на которых проходила специально организованная воспитательно-образовательная деятельность.
Как проходила работа по воспитанию экологической культуры поведения в центрах активности?
Первоначально были разработаны модели педагогической деятельности с воспитанниками на период с июля по октябрь, а также модели работы в центрах на неделю. Модель работы на неделю позволила каждой группе детей провести время в центрах активности с интересом и пользой.
Каждую неделю инициативная группа педагогов разрабатывала примерные сценарии педагогической деятельности с воспитанниками разных возрастных групп с учетом их возрастных особенностей и способностей. Далее каждый педагог накануне проведения деятельности в каждом центре адаптировал сценарий деятельности для конкретной группы воспитанников с учетом их образовательных запросов и возможностей.
Так продолжалась активная работа детей, педагогов и родителей в центрах активности. Конечно, мы сталкивались с трудностями:


Основные риски инновационного проекта

Способ компенсации

Недостаточная компетентность педагогов в реализации проектно-исследовательских технологий и методов в образовательный процесс ДОУ

1.    Повышение квалификации педагогов посредством самообразования, участия в семинарах, вебинарах, краткосрочных курсах по организации исследовательской деятельности в ДОУ.

2.    Стимулирование педагогов по результатам участия в проектно-исследовательской деятельности.

3.    Построение модулей экологического направления, включая региональный компонент воспитательно-образовательной работы, по принципу от простого к сложному.

Малая доля родителей, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность

1. Активная пропагандистская деятельность среди родителей по внедрению проектно-исследовательской деятельности в дошкольной организации.

2. Проведения анкетирования по удовлетворению запросов родителей.

3. Открытость, доступность организации воспитательно-образователь-ного процесса для родителей.

4. Проведение мастер-классов и открытых показов образовательной деятельности на маршрутах терренкура с использованием исследовательских методом.

Недостаточная материально-техническая база

1. Эффективное использование средств на оснащение материальнотехнической базы в условия внедрения инновационного проекта.

2. Привлечение внебюджетных средств.


Холодный период года включает работу по разработке виртуальных маршрутов образовательного терренкура по территории не только района, но и края.
Второй этап образовательного терренкура предполагал создание еще трех центров активности, а также разработку маршрутов. Нами был подготовлен баннер с указанием маршрутов терренкура, в которые включены помимо 6 центров активности зона игр на асфальте, тропы здоровья на территории групповых прогулочных участков, спортивная площадка, детские огороды, центр ПДД «Веселый светофорик» и другие.
В зависимости от возрастных особенностей детей было организовано разделение маршрутов:
для детей 3-4 лет: «Я - путешественник»,
для детей 4-5 лет: «Я - первопроходец»,
для детей 5-7 лет: «Я - исследователь».
Третий этап – обобщающий, включающий в себя распространение передового опыта инновационной деятельности, разработку методических рекомендаций, пособий по проблеме исследования, публикация статей, выступление на РМО педагогов.
Необходимо отметить, что организация маршрутов образовательного терренкура и образовательной работы на них способствует:
- созданию максимально благоприятных условий для формирования и развития исследовательского поведения дошкольников как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности;
- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка - дошкольника;
- воспитанию культуры поведения воспитанников в окружающей природной среде, любви к родному краю и природе;
- созданию условий для культурного роста и удовлетворения познавательных интересов родителей в их совместной деятельности с детьми и педагогами;
- повышению профессионального мастерства педагогов в области экологического образования.
Фото центров активности





Библиографический список
1.       Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6.
2.       Николаева C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - Mосква.: Мозаика-Синтез, 2004. - 128 c.
3.       Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 91 с.
4.       Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду // Первое сентября. - 2005.- № 17.
5.       Салимова М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада / М.И. Салимова - Минск: Амалфея, 2004. - 126 с.
6.       Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду // 17, 18, 19, 20, 23-2005 // газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября».