Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников).
Фольклор (от англ. folk+lore — "народная мудрость") — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение. Почти все виды музыкально-фольклорных произведений содержат элементы игры, а значит, легко воспринимаются детьми. В играх или игровых песнях отражаются национальные традиции, представления человека о чести, смелости, мужестве, проявлении смекалки, творческой выдумки, находчивости.
Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром.
Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.
Свою технологию «Говорящая стена» «Русский народный фольклор» я составила на основе ФГОС ДОО предметно пространственная среда.
Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.
Цель: Создать условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС. Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задачи: Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Развивать познавательную активность детей.
Развивать самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками.
Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Основные виды детской деятельности: познавательная, совместная со взрослыми, игровая, коммуникативная.
Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе задор, веселье и юмор. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив. Частушка появляется со старшей группы, мало того, что частушку надо спеть, сплясать и даже подыграть на музыкальных инструментах.
Цель: познакомить детей с жанром – частушка.
Задачи: Развивать умение замечать юмор, в частушках, их игровой, задорный характер. Развивать песенное, танцевальное творчество воспитывать интерес к народным хороводным играм, народному фольклору.
Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся в устной форме, продукт коллективного устного творчества русского народа. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен,
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах, воспитание толерантности. Формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально-ритмических движений. Умение петь в коллективе.
Задачи: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, учить слушать музыку, грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
Считалки — жанр детского игрового фольклора. Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют кто водит в игре.
Цель: Тренировка памяти, развитие внимания, развитие чувства ритма, развитие артикуляционного аппарата, соблюдение правил.
Задачи: выбирать водящего в игре, распределить роли или игроков по командам.
Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться. Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Обычно чтобы дети не плакали всегда поют какую-нибудь потешку.
Цель: учить детей читать наизусть произведения малых фольклорных жанров, по содержанию картинки, помочь детям закрепить выразительность, уметь передавать действия разных персонажей, развивать память.
Задачи: повышать интерес к русским народным потешкам. Развивать речевой слух ребенка умение слушать.
Пословица —законченное предложение с определённым смыслом. Часто имеет рифму. Носит поучительный характер. В ней заключена народная мудрость.
Поговорка —образная фраза или словосочетание, которая используется для красоты речи. Поговорка выступает частью предложения. Её можно легко заменить, другими словами.
Цель: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
Задачи: расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, обогащать их речь, пополнять словарный запас. Развивать логическое мышление, умение работать со словом, развивать творческие способности, стремление к здоровому образу жизни.
Пазлы – пример того, как можно весело совмещать и игру, обучение и развитие.
Цель: развитие сенсорного восприятия.
Задачи: развивать умение различать и называть основные цвета. Развивать моторику кистей пальцев рук, учить группировать предметы по определённому признаку, развивать речь.
Русские народные музыкальные инструменты — самобытные инструменты русских крестьян.
Цель: изучение русских народных инструментов.
Задачи: прививать любовь к своей культуре, истории. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах, учить различать их тембровую окраску.
Русская народная сказка – это произведение искусства, устно-поэтический рассказ, который содержит фантастический смысл.
Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Задачи: учить узнавать сказку по иллюстрациям, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Развивать речевую и познавательную активность детей.
Хороводные игры- это целый ряд игр, который основан на соединение песни с движением. В подобных играх действие происходит в ритме, словах и тексте. Здесь ребенок драматизирует, что происходит в песни.
Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, развивать речевую и двигательную активность.
Задачи: приобщать ребёнка к русскому народному творчеству, через песни, танцы, хороводы, русские народные игры.
Воспитывать интерес к русскому фольклору, обычаям и обрядам русского народа.
Можно с уверенностью сказать, что влияние музыкального фольклорного творчества на речевое развитие детей неоспоримо. С помощью народных песен и игр, хороводов, потешек, закличек, прибауток, считалок можно решить практически все задачи по развитию речи детей, а также восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности и приобщить детей к истокам родной культуры.
Библиографический список:
1. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
2. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
3. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С.-Петербург, 1998.
4. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В. Штанько. - М.: ТЦ, 2007.