2023 2022
2 (220) 2023

Савицкая О.В. ОБОГАЩЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ НА НАРОДНЫХ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ И ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Обогащение духовной культуры детей через игру на народных шумовых инструментах, и знакомство с инструментами русского народного оркестра.

В жизни любого человека музыка занимает важное место. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно она наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей.

Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребёнка, развивают речевые, математические навыки, память, стимулирует к активной деятельности.

Занятие музыкой – это прививка успешности

Поэтому первоначальный музыкальный опыт очень важен для детей. Немаловажно если этот опыт осуществляется с опорой на традиции народной культуры, в частности на знакомство с русской инструментальной музыкой, и обучением игре на народных инструментах. К сожалению, в повседневной жизни дети не так часто слышат русский народный оркестр. А между тем, эти необычные звучания домр, балалаек, гуслей завораживают. помогают войти ребёнку в мир родной культуры.

Игра в оркестре –самый любимый вид деятельности детей. Они хотят сами творить пробовать, чтобы понимать музыку, с большой заинтересованностью слушают русскую инструментальную музыку ведь тембры этих инструментов необычны и целительны И благотворно влияют на эмоциональное состояние детей.

В настоящее время существует достаточно материала по теме «Музицирование в ДОУ», это и методики и технологии Д.А. Рытов, Т.Э. Тютюнникова, И. Каплунова, и. Новоскольцева и др. Знакомство с трудами этих авторов и внедрение их в работу помогает без особых сложностей педагогам и детям войти в мир исполнительства на инструментах.

Чтобы передать любовь к музыке детям, надо их научить слушать музыку. Поэтому так важно уделить особое внимание материалу для слушания. Добросовестно подойти к выбору произведения из репертуара русского народного оркестра.

На первоначальном этапе это должны быть яркие оркестровые пьесы, и не обязательно русские народные. Это могут быть произведения зарубежных композиторов. Важно, чтобы они понравились детям, вызывали чувство восторга, и желания «поиграть в музыку». Ведь ребёнок в этом возрасте эмоционально открыт, и у него преобладает образное восприятие окружающего мира и музыка, как источник положительных эмоций, расширяет его жизненный опыт и стимулирует к активной деятельности.

Также нужно обратить внимание на материал о народных инструментах. К сожалению, живя в России мы мало знаем об исконно русских народных инструментах. А ведь судьба многих из них загадочна, удивляет и восхищает не только детей, но и взрослых!

Систематизация и изготовление игр и дидактических пособий для развития ритмического слуха, и для наглядности, важная часть подготовки к процессу ознакомления. И конечно же приобретение комплектов народных шумовых инструментов, которые должны не только хорошо звучать и быть удобны в обращении, но и радовать глаз.

И если увлеченно подойти к процессу подготовки к знакомству с народными инструментами, то музыкальное развитие детей обогатится и станет лёгким и радостным. И даже история инструментов вызовет восторг и удивление.

Первоначально осваиваются шумовые инструменты, таких как: рубель, бубенцы, трещетки, треугольники, бубны. Дети с удовольствием не только играют на них, но и импровизируют.

Хочется сказать об особом инструменте. Это – ложки. Этот лёгкий и доступный инструмент, очень привлекает детей. Ансамбль ложкарей, можно создать в каждой группе детского сада. И если в младших группах основной задачей игры на ложках считается развитие ритмического слуха. То к старшей группе к игре добавляется ещё и зрелищность. Детям очень нравится играть в оркестре. Об этом говорит их заинтересованность процессом, стремление творчески подойти к аранжировке музыкального произведения, стремление к поиску необычного приёма игры на инструменте.

Заинтересованность детей может подтолкнуть к поиску новых форм работ.

Например, это может быть скайп - экскурсия. Не выходя за стены детского сада, работники музея, в режиме on-line, c удовольствием покажут вам старинные инструменты, продемонстрируют как они звучат, расскажут историю их создания

Ещё одна формы работы, которая понравится детям, это – изготовление шумовых инструментов. Они с увлечением мастерят их, при этом изучают свойства звука и материала. А также пополняют ими свои музыкальные уголки в группе. Где в своё свободное время музицируют. Подобные игры со звуками являются первичной формой импровизации.

Общаясь с родителями, очень часто можно наблюдать, что они не задумываются о важности музыкального воспитания. Поэтому в индивидуальной беседе, и на родительских собраниях, мастер-классах надо стараться донести до них пользу продуктивной музыкальной деятельности. Ну а чтобы это не было голословно, создавать детско – родительские оркестры. Которые будут выступать на праздниках, концертах утренниках, как сюрпризный момент. Вполне возможно, что вдохновившись от своих детей, родители будут участвовать в изготовлении инструментов и участвовать в семейном музицировании.

Д.А. Рытов отмечает: «Доступность инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, создаёт предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Игра на народных инструментах подготавливает детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а в последствии и других народов мира. «Незнакомая» музыка начинает восприниматься детьми не как комплекс, состоящий из различных созвучий и ритмов, а как явление культуры. Чувства и желания ребёнка, формирующие мотивы его деятельности, направляются на постижение этого явления. Постепенно ребёнок становится готов осмысленно воспринимать музыку самых разных направлений и стилей.