Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf
Актуальность
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию — это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Цель:
Дать детям представление о государстве- Россия, а республика Башкортостан- часть России, о символах государства (гимн, герб, флаг).
Познакомить детей с родной республикой и ее достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою большую и малую Родину.
Задачи:
1. Развивать интерес к истории и культуре родной страны и республики, в которой живем;
2. Расширять кругозор в области государственной символики;
3. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
4. Воспитывать любовь к своей стране, родному краю и природе.
Срок реализации проекта: 14.11.2022 – 26.11.2022
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
1
Диагностический:
1. Анкетирование родителей знаний и представлений о Республике Башкортостан, ее истории, достопримечательностях.
2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре Республики Башкортостан
Организационный:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу.
3. Подобрать иллюстрации о республике Башкортостан.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности детей.
6. Подобрать дидактические игры о республике Башкортостан.
II этап – основной
Работа с воспитанниками
Познавательное развитие
1. ООД «Мы живем в России»;
2. ООД «Мой родной край Башкортостан»;
3. ООД «Моя большая и малая Родина»;
4. Презентация «Уфа- столица республики Башкортостан»;
5. Просмотр мультфильмов мульти- Россия;
Речевое развитие
1.Составление рассказов «Село, в котором я живу»
2. Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин.
3. Чтение башкирской сказки: «Лиса сирота»
Художественно – эстетическое развитие
1. Рисование
Тема: «Герб Республики Башкортостан»
2. Аппликация: «Флаг России»
3. Аппликация «Башкирский сапожок».
Оформление коллажа: «В дружбе и единстве наша сила»
4. Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом- курай.
5. Презентация «Национальные костюмы народов Башкортостана»
6. Лепка «Национальное блюдо башкир»
Социально – коммуникативное развитие
1. Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда»
2. Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Сотки ковер», «Собери картинку»
Физическое развитие
1. Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук
2. Подвижная игра «Медведь и пчёлы», «Юрта», «Башмачок», «Ниточка, иголочка, узелок»
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений о Республике Башкортостан, ее истории, достопримечательностях.
2. Консультация для родителей: «Как воспитать маленького патриота»
III этап – заключительный.
Работа педагога: обобщение результатов работы над проектом;
Работа с детьми: организация выставки детских работ;
Работа с родителями: обсуждение итогов реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проектаПерспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательных отношений. Педагоги и родители продолжают работу с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду и дома. Данный проект могут использовать в своей работе образовательные учреждения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с государственными символами.
Таким образом, проект по нравственно – патриотическому воспитанию показал свою эффективность, в связи с этим формирование представлений о государственной символике России и Республике Башкортостан у детей старшего дошкольного возраста – это необходимый процесс, которым управляет педагог, использую в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого- физические особенности дошкольников.
Актуальность
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию — это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Цель:
Дать детям представление о государстве- Россия, а республика Башкортостан- часть России, о символах государства (гимн, герб, флаг).
Познакомить детей с родной республикой и ее достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою большую и малую Родину.
Задачи:
1. Развивать интерес к истории и культуре родной страны и республики, в которой живем;
2. Расширять кругозор в области государственной символики;
3. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
4. Воспитывать любовь к своей стране, родному краю и природе.
Срок реализации проекта: 14.11.2022 – 26.11.2022
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный
1
Диагностический:
1. Анкетирование родителей знаний и представлений о Республике Башкортостан, ее истории, достопримечательностях.
2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре Республики Башкортостан
Организационный:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу.
3. Подобрать иллюстрации о республике Башкортостан.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности детей.
6. Подобрать дидактические игры о республике Башкортостан.
II этап – основной
Работа с воспитанниками
Познавательное развитие
1. ООД «Мы живем в России»;
2. ООД «Мой родной край Башкортостан»;
3. ООД «Моя большая и малая Родина»;
4. Презентация «Уфа- столица республики Башкортостан»;
5. Просмотр мультфильмов мульти- Россия;
Речевое развитие
1.Составление рассказов «Село, в котором я живу»
2. Чтение башкирской сказки: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин.
3. Чтение башкирской сказки: «Лиса сирота»
Художественно – эстетическое развитие
1. Рисование
Тема: «Герб Республики Башкортостан»
2. Аппликация: «Флаг России»
3. Аппликация «Башкирский сапожок».
Оформление коллажа: «В дружбе и единстве наша сила»
4. Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом- курай.
5. Презентация «Национальные костюмы народов Башкортостана»
6. Лепка «Национальное блюдо башкир»
Социально – коммуникативное развитие
1. Дидактические игры: «Башкирская национальная одежда»
2. Настольно – печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Сотки ковер», «Собери картинку»
Физическое развитие
1. Пальчиковая гимнастика «Дом»
Цель: развивать мелкую моторику рук
2. Подвижная игра «Медведь и пчёлы», «Юрта», «Башмачок», «Ниточка, иголочка, узелок»
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений о Республике Башкортостан, ее истории, достопримечательностях.
2. Консультация для родителей: «Как воспитать маленького патриота»
III этап – заключительный.
Работа педагога: обобщение результатов работы над проектом;
Работа с детьми: организация выставки детских работ;
Работа с родителями: обсуждение итогов реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития проектаПерспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательных отношений. Педагоги и родители продолжают работу с детьми по патриотическому воспитанию в детском саду и дома. Данный проект могут использовать в своей работе образовательные учреждения при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с государственными символами.
Таким образом, проект по нравственно – патриотическому воспитанию показал свою эффективность, в связи с этим формирование представлений о государственной символике России и Республике Башкортостан у детей старшего дошкольного возраста – это необходимый процесс, которым управляет педагог, использую в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого- физические особенности дошкольников.