Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.
Наказание не должно вредить здоровью— ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.
За один проступок – одно наказание.
Недопустимо запоздалое наказание.
Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
- когда он болеет;
- перед сном и сразу после сна;
- во время работы и игры;
- непосредственно после душевной или физической травмы;
- когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;
- когда сам воспитатель находится в плохом настроении.
Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным».
Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное.
Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами.
В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…»
Нет сомнений, что лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться. Важно понять для себя одно: не стоит чувствовать себя беспомощным, если ребёнок плохо себя ведёт. Ищите методы, просите помощи у специалистов. Пробуйте разные подходы. И не теряйте за всеми этими методами воспитания самого человека, пусть он ещё и маленький. Помните, что самый эффективный метод воспитания — это любовь, сочувствие и воспитание себя.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» - М.: Издательство Юрайт, 2016.
2. Каплан Л. И. «Посеешь привычку -пожнешь характер» М.: Просвещение, 1980г.
3. Николаева Е. И. «Наказание и поощрение в современной семье»
4. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» - Москва: Просвещение, 1986.