Выпуск № 40 (115) 2021

Строителева Е.В. Поощрение и наказание детей дошкольного возраста

Педагогическое общение – это воздействие воспитателя на детей с помощью коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомических), направленных не только на эффективность обучения, но и на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе. Найти что-нибудь заслуживающее похвалу в другом - это и долг, и искусство родителей и воспитателей. Положительная оценка растущего человека внушает ему веру в себя. Ребенку нужно внушать, что он добрый, храбрый, любимый. В ребенке в любой ситуации можно подметить что-то хорошее, достойное поощрения. Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания. Поощрения и наказания в воспитании детей должны быть строго регламентированы. Нельзя перегибать палку, ибо итог может оказаться совершенно не таким, которого ожидают родители. Поощрительные действия можно назвать великим искусством воспитания. Причем стать для ребенка и взрослых оно может не только «полезным», но и «вредным». Говоря о том, как должно правильно осуществляться наказание и поощрение детей, надо обратить внимание вот на что. Многие взрослые убеждены: чтобы прекратить неподобающее поведение ребенка, лучшим воздействием станут немедленные наказания, а не меры профилактики. Следует понимать, что чем реже будет применяться любой из методов наказания, тем он будет лучше действовать. В противном случае детишки научатся лгать, изворачиваться, будут ощущать агрессию и страх. Наказание окажет воздействие в том случае, если оно применяется достаточно редко и соответствует совершенному проступку. Система поощрений и наказаний в семье призвана обучать ребенка правилам жизни в том обществе, в котором он родился.. Поощрение и наказание отражают этот процесс формирования соответствия личности ребенка общественным требованиям, которые в данном случае опосредуются системой представления родителей о том, каковы эти требования. Известно, что негативные события лучше сохраняются в памяти и эффективность их воспроизведения не зависит от метода воспроизведения. Положительные события, напротив, быстрее забываются и эффективность их запоминания напрямую зависит от метода получения информации Отрицательно окрашенные события воспринимаются как более интенсивные. Факторный анализ методов поощрения и наказания фиксирует взаимное непонимание между родителями и детьми, которое интуитивно конструируется родителями (поскольку не осмысляются его последствия взрослыми, и они не стремятся обсуждать это с детьми так, чтобы это сохранилось в памяти и тех, и других). Каждая сторона описывает переживаемые эмоции другой стороной и при поощрении, и при наказании не так, как это ощущается вторым участником события. Если младшие дети боятся описывать чувства родителей в процессе наказания, то подростки отказываются назвать чувства при поощрении. Они воспринимают наказание как оскорбление. Известно, что вероятность оскорблений детей (исключая социальные факторы, которые здесь не рассматриваются) связаны с эмоциональным состоянием родителей и стрессом, в том числе ощущением родительской некомпетентности.
Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.
Наказание не должно вредить здоровью— ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.
За один проступок – одно наказание.
Недопустимо запоздалое наказание.
Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.
Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
- когда он болеет;
- перед сном и сразу после сна;
- во время работы и игры;
- непосредственно после душевной или физической травмы;
- когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;
- когда сам воспитатель находится в плохом настроении.
Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным».
Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.
Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное.
Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами.
В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды.
Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…»
Нет сомнений, что лучше всего объяснять ребёнку правила, говорить и рассказывать, как правильно себя вести. Большинству детей таких разговоров достаточно (важно знать и уметь так разговаривать). Но все мы отличаемся друг от друга конституцией, темпераментом, чертами характера, желаниями, потребностями и много чем ещё. Поэтому всегда будут существовать дети темпераментные, упрямые, настойчивые в своих желаниях, которые не хотят слушать и слушаться. Важно понять для себя одно: не стоит чувствовать себя беспомощным, если ребёнок плохо себя ведёт. Ищите методы, просите помощи у специалистов. Пробуйте разные подходы. И не теряйте за всеми этими методами воспитания самого человека, пусть он ещё и маленький. Помните, что самый эффективный метод воспитания — это любовь, сочувствие и воспитание себя.
Список литературы:
1.       Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» - М.: Издательство Юрайт, 2016.
2.       Каплан Л. И. «Посеешь привычку -пожнешь характер» М.: Просвещение, 1980г.
3.       Николаева Е. И. «Наказание и поощрение в современной семье»
4.       Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» - Москва: Просвещение, 1986.

2021-05-25 15:11