Выпуск № 65 (140) 2021

Вострикова С.Х. Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте на тему «Поможем паучку. Звук [П] и [П']»

Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: дифференцировать звук [П] - [П'] на слух и в произношении.
Задачи:
1.   Дифференциация звуков [П] - [П'] в слогах и в словах. Знакомить с предлогами ПО, ПОД.
2.   Развивать фонематические представления, умение выполнять звукослоговой анализ слов.
3.   Воспитывать самоконтроль за речью, эмоциональную отзывчивость к чужой беде.
Материал и оборудование:
-         2 мольберта;
-         экран для слайдовой презентации;
-         индивидуальные зеркала;
-         игрушка паучок и петушок;
-         изображение паутинки поделенная на 6 частей;
-         схемы для звукослогового анализа для педагога и на каждого ребёнка;
-         схема для знакомства с предлогами ПО и ПОД;
-         предметные картинки на заданный звук [П] - [П']: пальто, павлин, пушка, пальма, пенал, песок, пена, пила, пекарь.
Ход НОД:
1.       Организационный момент.
- Послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
Загадка:
Наткет, наплетет паутину,
Сядет и добычи ждет.
(паук)
- В этом кабинете живет паучок. Но у него случилась беда. Когда вытирали пыль, смахнули его паутину. Очень огорчился наш паучок, ему долго придется плести вновь паутинку, но мы ему сможем помочь, если правильно будем выполнять все задания. За успешное выполнение задания вы будете получать часть паутины. У нас должна получиться большая, красивая паутинка. Вы согласны? (Да)
- Прежде чем мы приступим к выполнению заданий нам нужно подготовить наш язычок, а поможет нам в этом гимнастика для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
Выполним все вместе простые упражнения:
1.       «Улыбка» - широко улыбнись и удерживай губы в таком положении. Зубы не видны. 3раз. 5 сек.
2.       «Лопаточка» - рот открой, улыбнись. Положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. Повторим 3 раза. 5 сек.
3.       «Иголочка» - отрой рот, узкий напряженный язык выдвини вперёд. Повторим 2 раза. 5 сек.
4.       «Горочка» - открой рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 3 раза. 5 сек.
5.       «Чашечка» - широко отрой рот. Передние и боковые края широкого языка поднять так, чтобы они не касались зубов. 2 раза. 5 сек.
6.       «Грибочек» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» 2 раза (удерживать под счет до 5).
- Какие вы старательные, держите это первая часть паутины.
3. Определение первого звука в слове ПАУК, и его характеристика.
- Послушайте внимательно и скажите. Какой первый звук в слове ПАУК? [П]
- Как мы его произносим? (вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха)
- Какой звук? Согласный или гласный? (Согласный)
- Почему согласный? (Есть преграда)
- Что является преградой? (губы)
- Он твердый или мягкий? (Твердый)
- глухой или звонкий? (глухой)
- Почему (горлышко молчит)
- Правильно. Молодцы!
4. Определение первого звука в слове ПЕТУХ и его характеристика.
- А теперь определите, какой первый звук в слове ПЕТУХ? [П'].
- Дайте, пожалуйста, характеристику звука [П'], как мы его произносим?
(вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха)
- Какой звук? Согласный или гласный? (Согласный)
- Почему согласный? (Есть преграда)
- Что является преградой? (губы)
- Он твердый или мягкий? (мягкий)
- глухой или звонкий? (глухой)
- Почему? (горлышко молчит)
- Молодцы!
5. Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.
Поиграем в игру «Подари картинки Паучку и Петушку»
- Итак, посмотрите, здесь разложены картинки, где есть звук твёрдый [П] и мягкий звук [П']. Паучку нужно подарить с каким звуком? Как вы думаете? [П] А петушку? [П']
- Правильно. Вы успешно справились с заданием. А вот и вторая часть паутины.
6. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук»:
- Закройте глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [П]: п, м, т, к, о, п, т, п.
- А теперь в слогах: мо, по, ту, пу, ну, пы, ка, па.
- Будь внимателен! Поймай звук в слове: пол, стол, поросенок, рысь, карп, книга, пчела, листок, ручка, потолок.
- Отлично!
Игра: «Подними руку!»
- Подними правую руку, когда услышишь слог со звуком [П']: пе, те, пу, ка, ке, пя, ме, пи, мо.
- Подними левую руку, если услышишь слово со звуком [П']: пена, пятна, оса, пол, каток, пенал, напев, пение, песок.
Очень интересная игра «Доскажи словечко»
Нужно добавить 1 звук в слове: …ушки, …уля, …оля, …алочка, …есок, …альто, …ой,…ила,..авлин,…альма,… енал.
- Наш паучок очень рад, ведь задание выполнено, а значит, мы получили ещё одну часть паутины.
7. Развитие мышления. Игра «4-лишний»
Эта игра очень лёгкая и вы с ней справитесь. Нужно определить лишнее слово:
- полка, палка, скалка, панамка;
- рукав, рукавица, пуговица, ручка;
- Павлик, Павлуша, Коля, Поля.
-А вот и следующая часть паутины.
8. Физкультминутка:
Нам нужно сделать передышку. Будем выполнять упражнение пять раз, если только слово начинается на звук П.
Прыгайте, потянитесь, ходите, приседайте, покачайте головой, кружитесь, присаживайтесь на стульчики (спрятать паука)
- Ой, посмотрите, пока мы делали упражнения наш паучок спрятался в слове, которое зашифровано, но мы его расшифруем, правда ребята?!
9.       Звукослоговой анализ слова ПАУК.









- Сколько слогов в слове ПАУК? (определяем хлопками) [2]
- Какой первый звук в слове? [П] Он гласный или согласный? (согласный) Почему? (слышим преграду) Глухой или звонкий? (глухой) Твердый или мягкий? (твёрдый) Каким цветом обозначаем тв. согл. звук [синий квадратик]
- Какой второй звук в слове? [А] Он гласный или согласный? (гласный) Почему? (нет преграды, звук поёт) Каким цветом его обозначаем? (красный квадратик)
- Какой следующий звук в слове? [У] Он гласный или согласный? (гласный) Каким цветом его обозначаем? (красный квадратик)
- Какой последний звук в слове? [К] Он гласный или согласный? (согласный) Почему? (слышим преграду) Глухой или звонкий? (глухой) Твердый или мягкий? (твёрдый) Каким цветом обозначаем тв. согл. звук (синий квадратик)
- Сколько согласных получилось в слове? Сколько гласных?
- Теперь поставим ударение, чтобы произносить слово правильно. Позовём слово ПАУ (УУУ) К. Какой звук больше всего нас зовёт [У]. Значит ударение на второй слог. Произнесем вместе.
-Мы справились, молодцы! Держите часть паутинки.
-Наш паучок так и не появился, где же он? Я знаю где …
10.   Знакомство с предлогами ПО, ПОД и их схемами (слайд. презентация)
- Посмотрите ребята на экран, наш паучок хочет с вами поиграть.
Выясняем значение предлогов, составляем словосочетание, отвечая на вопросы:
«По какой поверхности может ползать паучок?» (по стене, по листочку, по столу, по книжке…)
- Какой предлог мы слышим? (ПО)
- Помогите мне составить схему.





«Под чем он плетет паутину?» (под потолком, под полом, под стулом, под шкафом…)
- Какой предлог мы слышим? (ПОД)
- Составим схему




- Мы молодцы! И заработали ещё одну часть паутинки. Как вы думаете, мы все части собрали! (Да) Посмотрите, а вот и наш паучок, ему понравилась наша паутинка. Мы молодцы!
11.   Рефлексия
- С какими звуками мы сегодня повстречались? [П] -[П']
- А с какими предлогами мы познакомились? (ПО, ПОД)
- Для чего мы это делали? (Чтобы помочь паучку)
- А ещё для чего? (Чтобы правильно слышать и говорить звук [П] -[П'])
- Поднимите руку, кому было сложно выполнять задания. Какие? (уточнить задание, если ребёнок поднял руку)
- Посмотрите, как радуется наш паучок паутине. Спасибо вам ребята за ваши старания!
-В благодарность паучок дарит вам свой портрет и две чистоговорки, постарайтесь их запомнить (д/з).
Литература:
1.       Буденная Т. В Логопедическая гимнастика. ISBN: 5-89814-042-5. Издательство: Детство-Пресс. Дата издания: 2009
2.       Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие [DOC] [2008].
3.       Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.