Выпуск № 18 (44) 2020

Лысенко Т.В. Коррекция и развитие речи дошкольников через духовно-нравственное воспитание посредством мнемотехники

Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию разрабатывается с учетом целей и задач программы Учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, для организации дополнительной логопедической коррекционно-развивающей деятельности. Предназначена для обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Отличительной особенностью работы учителя-логопеда с воспитанниками в данном направлении является духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе развития речи, посредством пересказа сказок с использованием приемов мнемотехники, а в частности мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При прослушивании сказки, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия.
Сказка — неизменный спутник детства — играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой — главным видом деятельности дошкольника. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если, пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Все сказки отбираются не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближних, взаимопомощь, дружба и доверие.
Актуальность данной темы
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Характерными особенностями большинства детей, поступающих в дошкольные учреждения, являются нарушения речи, отмечается бедная диалогическая речь, неспособность сформулировать вопрос, построить развернутый ответ.
Детям трудно построить самостоятельный рассказ, пересказать текст, заучить стихотворение или загадку. Кроме речевых нарушений, характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, словесно-логическое мышление. Все это, служит причиной использования в работе приемов мнемотехники, для развития связной речи детей. А так как, не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы необходима работа по ознакомлению детей со сказками, так как: «Язык сказки доступен ребенку». Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро.
Цель работы:
Коррекция и развитие речи дошкольников через духовно-нравственное воспитание, посредством мнемотехники.
Задачи:
1. Развивать фразовую и связную речь детей с использованием мнемотаблиц для пересказа сказок.
2. Учить работать с мнемотаблицами.
3. Повысить культурный уровень дошкольников на основе знания сказок.
4. Создавать благоприятную психологическую атмосферу в группе, на основе формирования навыков межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания;
5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, таких, как доброта, забота о ближних, взаимопомощь, дружба и доверие.
Формы работы с детьми
1. Дополнительные занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания.
2. Просмотр слайдов, сказок, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
3. Проведение совместных праздников.
4. Организация выставок.
Основное содержание коррекционно-развивающей работы
Дополнительная логопедическая работа составляется с учетом специфических особенностей речевого и социально-личностного развития ребенка с нарушением речи; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.


Примерный перечень сказок с использованием мнемотаблиц

для коррекционно-развивающих занятий

Название сказки

1

«Заюшкина избушка»

2

«Лисичка-сестричка и серый волк»

3

«Маша и Медведь»

4

«Три поросёнка»

5

«Под грибом»

6

«Цыплёнок и Утёнок»

7

«Три котёнка»

8

«Кто сказал "Мяу"?»

9

Три медведя

10

Кот, Петух, Дрозд и Лиса

11

Лисичка со скалочкой

12

Гуси-лебеди

13

Приключения муравьишки

14

Сказка о золотом петушке

15

Два жадных медвежонка

16

По щучьему веленью



План работы над пересказом сказки.
1. Название произведения.
2. Чтение сказки учителем-логопедом с опорой на мнемотаблицы.
3. Работа с мнемотаблицей (герои сказки, основные моменты, самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо действие).
3. Вопросы по содержанию сказки.
4. Беседа по содержанию сказки с целью воспитания эмоционального отношения к событиям и героям сказки.
4. Пересказ сказки ребенком с опорой на мнемотаблицы.
Вывод
Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию детей позволит сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. А систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники даст свои результаты: у детей появится желание пересказывать, расширится кругозор знаний об окружающем мире, активизируется словарный запас.

Библиографический список
1. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2005.
3. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54-59.