Библиографическое описание: Еремеева М.А., Исаева Т.А. Конспект занятия по экологии в средней группе «В природе столько красоты»
Цель: Дать детям понять, что природа наш общий дом и ее надо беречь. Задачи: Совершенствовать умения детей находить объекты живой и неживой природы; знать пользу воды для человека, животного и растительного мира; различать деревья хвойные и лиственные; животных домашних и диких. Называть животных и их детенышей. Уметь сравнивать две группы предметов, находить большее и меньшее число. Воспитывать любовь к природе, умению сопереживать. Материалы: Игрушка-зайчик; макет полянки с цветами и бабочками; магнитная доска; фигурки животных; макет реки; капельки воды, сделанные из бумаги; деревья; сундучок; макет аквариума; лейка для полива комнатных растений; тазик; чайник; небольшой домик; маленькие деревья; большие деревья; клубок ниток. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, ФЭМП. Предварительная беседа: беседа о пользе воды; о правилах поведения в лесу, на водоемах; повторение названий домашних и диких животных и их детенышей, объекты живой и неживой природы. Словарная работа: хвойные деревья, лиственные деревья. Ход занятия В группу приходит зайчик. Он потерялся и не может найти дорогу домой. Просит ребят, чтобы они ему помогли. Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчику добраться до дома! Как вы думаете, где он живет? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, в лесу! Но чтобы попасть в лес, нам нужно пройти непростой путь. Придется потрудиться, показать все свои знания и умения. Вы согласны? (ответы детей) Из волшебного сундучка воспитатель достает клубок, который указывает всем путь. Сначала клубок катится на полянку. Воспитатель загадывает загадку: Есть в лесу такое место. Где растут трава, цветы, Земляника на варенье, Где побегать любишь ты. (Полянка) Дети отгадывают загадку и оказываются на «полянке», заброшенной мусором. Воспитатель: Ой, ребята, а что случилось с полянкой? Что с ней не так? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, она вся заброшена мусором. Что нам нужно сделать, чтобы все исправить? (ответы детей) Правильно, убрать мусор! По желанию выходят трое детей и собирают мусор в пакет. Воспитатель хвалит детей и обращает внимание на то, что под мусором находились цветы, а на них - бабочки. Воспитатель сажает бабочек на магнитную доску, и просит детей сосчитать каких бабочек больше, больших или маленьких. Дети считают и сравнивают. Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся! Физкультминутка: Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. Белые лебеди, лебеди летели. На воду сели. Сели, поседели, снова полетели. Потом воспитатель бросает клубочек, и дети оказываются около «реки». На реке, сделанной из цветного синего картона, прикреплены капельки, изготовленные тоже из картона. Воспитатель загадывает детям загадку про речку. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река) (ответы детей) Воспитатель спрашивает ребят, для чего нужна вода. После каждого правильного ответа, выходит один ребенок и прикрепляет капельку воды, там, где она необходима. На чайник – для питья. На лейку– для полива растений. На тазик – для мытья. На аквариум – для рыб. После этого воспитатель спрашивает, как нужно беречь воду: 1. Выключать вовремя кран с водой; 2. Не засорять водоемы. Далее воспитатель снова бросает клубочек, и дети оказываются в лесу. Воспитатель загадывает детям загадку про лес. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем. (Лес) (ответы детей) Воспитатель: В лесу, ребята, растут деревья. Какие они бывают? (ответы детей) Правильно, хвойные и лиственные. У лиственных деревьев, что растет на веточках? (ответы детей) Правильно, листья. А у хвойных? (ответы детей) Правильно, иголки. Какие вы знаете хвойные деревья? (ответы детей) А какие лиственные? (ответы детей) Под деревьями находим сундучок, в котором спрятаны животные. Воспитатель вызывает по одному ребенку и просит достать животное, назвать его, и его детеныша, а также определить домашнее оно или дикое. Если домашнее, прячем его в домик, если дикое – под дерево. Воспитатель: Ну вот, всех животных поселили там, где они обитают. Все вы молодцы. А скажите, ребята, какие объекты живой природы мы с вами встретили на пути? (ответы детей). А какие неживой природы? (ответы детей) Воспитатель: Ну вот, ребята, подошло к концу наше путешествие. Наш зайчик добрался до своего дома-леса. Давайте посадим его под дерево, ведь там ему будет хорошо и уютно, ведь там его дом! А мы с вами подведем итоги нашего путешествия. Где мы с вами побывали, кого встретили на своем пути? Что такое природа, какая она бывает (живая, неживая). Как нужно беречь природу? (ответы детей) Используемая литература: 1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ», Издательство Учитель,2008г. 2. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8 1999 г.