2023 2022
2 (220) 2023

Миронова М.В. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Введение

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г);

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

Программа разработана на основе:

3. Парциальной программы «Любознайка», авторы-сотавители Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова, направленной на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.

Характеристика программы

1. Тема программы: «Маленький исследователь».

2. Вид программы: опытно - экспериментальный.

3. По количеству участников: групповая.

4. Участники программы: педагог - психолог, родители, воспитанники с задержкой психического развития.

5. Продолжительность программы:7 месяцев.

6. Срок реализации: программы октябрь – апрель.

Актуальность

Известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности.

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав мобильную предметную пространственную среду для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию познавательных процессов детей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым, под его тактичным руководством. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных,

родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

В период дошкольного детства элементы познавательно- исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Одним из видов познавательно-исследовательской деятельности является экспериментирование. Детское экспериментирование имеет большой потенциал для познавательного развития.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афанасьева) отмечают ее основную особенность:

«Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним... А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».

Эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети учатся анализировать, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Реализация данной программы «Маленький исследователь» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию.

Программа реализуется через разные формы педагогического взаимодействия:

- образовательная деятельность по экспериментированию один раз в две недели в группе, один раз в две недели на детской экспериментальной площадке на территории ДОУ;

-совместной деятельности педагога и воспитанников один раз в неделю в центре экспериментирования в группе,

-совместной деятельности педагога и воспитанников в режиме дня: беседы, чтение, наблюдения, эксперименты на прогулке, изготовление альбомов, проекты и т.д. ежедневно по интересам детей.

-свободной самостоятельной деятельности детей.

Во время занятия проводятся эксперименты в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Образовательная деятельность предполагает организацию образовательной деятельности в группе, малых группах и в индивидуальной форме, которые формируются с учетом уровня развития и познавательной активности детей.

В специально созданных условиях для развития познавательной активности в процессе экспериментирования педагог выстраивает образовательную деятельность в соответствии с алгоритмом, состоящим из пяти этапов:

1. Постановка проблемы: ребенок осознает противоречие, «присваивает» проблему, определяет цель исследования.

2. Актуализация знаний: ребенок под руководством взрослых структурирует свой опыт в рамках исследовательской задачи, осознает потребность в новых знаниях.

3. Выдвижение гипотез, поиск: ребенок участвует в обсуждении, размышляет, выдвигает и обосновывает идеи, принимает программу поиска, проводит поисковую деятельность с использованием материалов детской лаборатории.

4. Проверка решения: дети докладывают результаты эксперимента, формулируют выводы, соотносят результат с целью.

5. Введение в систему знаний: дети присваивают новые знания и умения, оформляют результаты поиска, применяют полученные знания и навыки в самостоятельной деятельности.

Цели и задачи Цель: развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Формировать в процессе познавательно-исследовательской деятельности представления о:

-основных физических явлениях (цвет, звук, электричество и т.д.);

-явлениях живой природы (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов и т.д.);

-явлениях неживой природы (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система);

-человеке (человек – живой организм, человек – пользователь природы);

-рукотворном мире (материалы и их свойства, предмет –результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.).

2.Способствовать формированию исследовательских умений: умения самостоятельно, или с помощью взрослого, проводить элементарные эксперименты; выдвигать гипотезы, делать выводы, фиксировать результаты; выполнять правила техники безопасности, организовывать свое рабочее место.

3. Формировать социально-коммуникативные умения: работать в команде, договариваться, выслушивать других.

План деятельности по достижению цели

· Подбор и изучение методической литературы по теме программы.

· Подбор художественной литературы по теме, энциклопедий, карт, схем.

· Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.

· Составление картотеки опытов.

· Подготовка оборудования для опытов.

· Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

· Подготовка информации для родителей по темам: «Экспериментируем дома», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,

«Почему воду нужно беречь?», «Проведение презентации «Маленький исследователь».

Предполагаемый результат

В ходе реализации программы у детей сформируется бережное отношение к объектам окружающего мира, представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях.

Обогатится словарь, повысится наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Ребенок научится ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

Появится стимул работать и познавать с удовольствием, с желанием, формируется у детей опытно – исследовательский навыков.

Взаимодействие с родителями.

Взаимодействуя с родителями, делясь опытом учитель-дефектолог пополнит знания родителей в познавательной опытно - экспериментальной деятельности. У них появится интерес к практическим занятиям с ребенком. Это послужит становлению партнерских отношений педагога и родителей.

Содержание программы

Этапы реализации

Подготовительный этап.

· Подобрать и изучить методическую литературу по теме программы;

· Пополнить развивающую среду;

· Подбор художественной литературы по теме;

· Подбор энциклопедий, карт, схем;

· Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

· Составление картотеки опытов;

· Подготовка оборудования для опытов;

· Подбор подвижных и речевых игр;

· Разработать перспективный план занятий познавательного цикла;

· Подготовить информацию для родителей.

Основной этап.

· Чтение художественной литературы о природе, энциклопедий, рассказ бесед на заданную тему.

· Разгадывание кроссвордов, ребусов, отгадывание загадок.

· Наблюдение за природными явлениями, (метель, снегопад, сосульки, узоры на стеклах, т.д.). Проведение для детей игры – эксперименты, игры – опыты, подвижные игры, дидактические игры.

· Составление конспектов тематических занятий по разным разделам.

Заключительный этап.

· Подведение итогов работы над программой.

· Проведение презентации «Маленький исследователь».

· Организация выставки работ.

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Первая неделя

Вторая неделя

Третья

Неделя

Четвертая

неделя

Сентябрь

Диагностика (начальная)

Октябрь

Нюхаем, трогаем, слушаем.

Почему всё звучит?

Прозрачная вода

Вода принимает

форму

Ноябрь

Какие предметы могут плавать

Делаем мыльные пузыри

Почему дует ветер

Можно ли менять форму камня и глины

Декабрь

Свет повсюду

Свет и тень

Разноцветные

Шарики

Песочная

страна

Январь

Чем можно измерить длину?

Что такое

масса?

Испытание

магнита

Февраль

Замерзшая

вода

Тающий лед

Водяная

Мельница

Волшебное

сито

Март

Почему горит

фонарик?

Электрический театр

Воздух

Повсюду

Забавные

фокусы

Апрель

Что отражается в зеркале?

Солнечные зайчики

Что такое молния?

Радуга в небе

Май

Диагностика (конечная)



Конспект занятия «Что отражается в зеркале?»

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отображает предмет таким, каков он есть на самом деле.

Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где получается лучшее отражение? 'Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в речке, в витрине магазина.)

В рабочих листах дети выполняют задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение»

Конспект занятия «Забавные фокусы»

Задачи: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

Материалы: 3 чайные ложки, охлажденные в холодильнике; повязка для глаз; 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов; наполненная водой до краев банка, к ее крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блестки (мелкая елочная мишура белого или серебристого цвета).

Описание. Детей встречает фокусник и беседует с ними.

Здравствуйте, дорогие зрители! Забавные фокусы увидеть, не хотите ли?

Какое сейчас время года? (Весна.) Какой месяц? {Мш.) Какая сегодня на улице погода? Верите ли вы, что сейчас пойдет снег?

Тогда не зевайте, не болтайте, А за мною наблюдайте!

На столе стоит банка, покрытая тканью. Фокусник берет банку, встряхивает, переворачивает, быстро снимая ткань. Дети наблюдают, как в банке медленно опускаются снежинки-блестки.

Что видите? В чем секрет моего фокуса? Чем необычна моя банка? Кто желает повторить мой фокус?

Дети рассматривают внутреннюю часть банки и повторяют фокус самостоятельно.

Фокусник. Стать настоящим фокусником непросто, надо много тренироваться. Я сумел развить у себя неслыханную ловкость рук. Я могу двумя пальцами, большим и указательным, унести сразу четыре яблока. Не верите? Смотрите сами!

Ставит в угол два зеркала под прямым углом. В угол кладет два яблока.

Фокусник. Кто желает посчитать, сколько у меня лежит яблок? Восемь? Правильно!

Произносит заклинание:

Вы такого волшебства

Не видали в целом мире: Пальцев хватит только два, Чтоб плодов забрать четыре!

Фокусник двумя пальцами забирает одно из яблок. Сколько осталось?

Каждый убеждается, что осталось только четыре яблока. Ф о к у с н и к. Сколько я положил яблок? Сколько мы увидели? Сколько яблок я забрал? Сколько после этого увидели яблок? В чем здесь секрет? Не всегда можно доверять только глазам. Яблоки отражаются в соседнем зеркале, и их кажется больше, чем на самом деле. Настоящих яблок только два. Остальные шесть — всего лишь изображения яблок.

Детям предлагается повторить этот фокус с другими предметами по их выбору.

На стол в ряд выкладываются ложки, только что принесенные из холодильника.

Фокусник. Я могу отгадать, какую из этих ложек только что брали. Фокусник просит завязать ему глаза и поворачивается к столу спиной. Ф о к у с н и к. Возьмите кто-нибудь одну из ложек, прижмите к своему лбу и сосчитайте про себя два раза до двадцати (или до сорока). А потом положите ложку на место. Когда закончите считать, скажите мне.

Фокусник поворачивается и, не снимая повязки с глаз, говорит: «Сейчас я узнаю, какая ложка вобрала в себя мысли считавшего». Касаясь ложек по очереди, приговаривает:

Ну-ка напрягитесь, ложки, Помогите мне немножко! Иль задача нелегка. Сосчитать до сорока?

Ага, вот она!

Фокусник поднимает самую теплую ложку. Правильно я отгадал ложку? Как я отгадал?

• Предлагает детям побывать фокусниками.

Фокус н и к. В чем секрет фокуса? Ложка, которую держали у лба, нагрелась немного от нашего тела и поэтому теплее других. Какой (фокус вам понравился больше всего? А вы знаете (фокусы?)

Детям предоставляется возможность показать самостоятельно знакомый им фокус.

Фокусник прощается с детьми.

Библиографический список1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003.

2. Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы; худож. С.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

5. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П. Ребенок в мире поиска. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

8. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – Москва: «Просвещение», 2005.

10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

11. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

13. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.