«Детский совет» представляет собой технологию обучения, объединяющую детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, т.е. предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых [1].
Данная технология выступает современным эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование ключевых социальных и коммуникативных компетентностей старших дошкольников.
Компетентность – способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная [2].
Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их – это сфера проявления социальной компетентности [2].
В основе коммуникативной компетентности (по Г.Р. Хузеевой) лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты: познавательный аспект образа сверстника включает знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками; дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого); знание и понимание эмоций другого человека; знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации [3].
Нами разработана система мероприятий педагога с детьми с применением технологии А.В. Свирской «Детский совет», направленная на развитие у старших дошкольников личностных качеств, позволяющих организовывать свою самостоятельную деятельность совместно с другими детьми в рамках самостоятельно организованной деятельности, объединившую совместной единым интересом.
Ключевая цель, которую мы ставили перед собой заключалась в формировании ключевых социальных и коммуникативных компетентностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии Л.В. Свирской «Детский совет».
Для достижения цели были определены следующие задачи.
Организационно-методической направленности:
1.Определение направлений, разработка задач и отбор содержания по вопросам внедрения в деятельность группы технологии «Детский совет».
2. Отбор форм и методов, направленных на формирование у старших дошкольников социальных и коммуникативных компетентностей.
В организации сотрудничества с родителями воспитанников:
1. Привлечение родительской общественности к проблеме развития детского сообщества, поддержке детской инициативы и интересов дошкольников при организации того или иного вида деятельности, формировании социальных компетентностей, как одно из условий развития личности дошкольника и будущего школьника.
2. Увеличение числа «включенных» родителей в образовательный процесс, направленный на формирование у старших дошкольников социальных компетентностей.
3. Обучение родителей эффективным формам, методам и приемам поддержки интересов и инициатив детей, развития коммуникативной деятельности ребенка, его социализации в обществе.
В организации образовательной деятельности педагога с детьми:
1. Развитие познавательной активности ребенка (любознательности).
2. Развитие мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий в окружающей действительности, умения вступать в диалог и поддерживать его.
3. Создание условий в группе для объединения детей по интересам и видам деятельности в небольшие микро-группы.
4. Развитие у детей потребности в общении со сверстниками, стремлении обмениваться опытом друг с другом.
5. Развитие таких личностных качеств как внимательность, терпимость, сопереживание, уважение личности другого, умение договариваться, слушать друг друга, избегать конфликтов друг с другом.
«Детский совет» проходит утром (перед началом образовательной деятельности) и вечером – в завершении дня.
Структура «детского совета» (Рис. 1):
Рис. 1. Структура «детского совета»
Длительность проведения детского совета зависит от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Все будет зависеть от того, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирования или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.
При ведении детского совета взрослый является его модератором: поддерживает интерес в итоговом сборе, задает детям вопросы, побуждающие их делиться между собой впечатлениями от прошедшего дня, строить выводы. Главная задача педагога – услышать желание каждого ребенка выступить, поделиться, высказаться.
Используемые методы и приемы во время проведения утреннего и вечернего группового сбора. Приемы активизации детей в диалоге:
- снятие напряжения и стеснения: «волшебный сундучок» (от каждого молчуна по 1 вещице), «секретки» (взрослый кооперируется с ребенком),
- договаривание воспитателем мысли за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка. Не стоит «побуждать» молчащих детей к «публичным выступлениям»,
- приведение примера воспитателем проявления детьми сочувствия по отношению к сверстникам в трех фазах: сочувствие – констатация (я вижу, что ему плохо); сочувствие–переживание (мне жаль его, мне небезразлично, что ему плохо) и сочувствие–действие (я помогу, я постараюсь помочь).
Основными методами в организации видов деятельности:
- практический (обязательно ребенок должен действовать с чем-либо, чтобы ответить на свои вопросы);
- наглядный (ребенок взаимодействует с предметами и объектами, рассматривает их);
- словесный (ребенок должен объяснять, спрашивать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, спорить, строить умозаключения и выводы, рассуждать);
- игровой (для того, чтобы дети ближе узнали друг друга, необходимо воспитателю организовывать игры творческие игры с правилами).
Основным приемом, побуждающим детей к деятельности и к его активному участию являются вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы, помогающие прояснить ту или иную ситуацию, а также прием «Сюрпризный момент»: волшебный мешочек, волшебный клубочек, волшебный цветок, свеча, фонарик и другие атрибуты, поддерживающие детский интерес к участию в групповом сборе.
Подводя итоги, пришли к заключению, что технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО, в частности формировать ключевые социальные и коммуникативные компетентности старших дошкольников. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным делом. У детей формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
Библиографический список
1. Москалева Л.Ю., Дарченко М.В. Технология «детский совет» - технология «субъект-субъектного» взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 10. С. 206-210.
2. Утро радостных встреч: метод. пособие / Л. Свирская. М., 2010.
3. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие детской коммуникативной дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. М., ВЛАДОС, 2014. 78 с.