2023 2022
1 (219) 2023

Айтбаева С.А., Ломова А.Б., Фёдорова А.И. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Возрастная группа: 4-5 ЛЕТ

Цель: формирование представления детей об истории возникновения ложки, ее разновидностях, качествах и свойствах.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления о временных отношениях на примере появления ложки;

- стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Развивающие:

- развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;

- развивать связную речь. Обогащать словарь детей словами: древность, старина, наше время; материалы, из которых изготовлены ложки;

- развивать способность к исследованию.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать интерес к историческому прошлому;

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- игровая ситуация;

- беседа с детьми, разъяснение,

- использование демонстрационного материала,

- создание проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие,

- социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие

- художественно-эстетическое

Наглядные пособия: макет с изображением «Реки времени», разделенный на три части: «Древность», «Старина», «Наше время», часы.

Раздаточный материал: иллюстрации с изображением различных ложек

(больше количества детей).

Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История появления ложки».

Литературные: загадка про ложку (письмо с загадкой в сумке у Карлсона и ложка)

Музыкальные: запись ансамбля ложкарей.

Оборудование: банка с джемом, различные виды ложек, тазик с водой, деревянные ложки, для музыкальной паузы – по2 шт. на ребенка.

ХОД.

- Утреннее приветствие:

«Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».



(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: «Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение».

Под музыку вбегает Карлсон! (в руках у него банка с вареньем и сумка).



-«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень рад встречи с вами! Вы меня узнали? Кто я?» (ответы детей).

-Карлсон: «Да, я Карлсон, живу на крыше, умею летать, а в качестве топлива использую варенье. Сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! А еще я вам оставлю свою сумку, там загадка и мой любимый предмет - отгадка. Вы пока познакомьтесь с ним, а мне надо лететь по делам, но я к вам вернусь скоро» (отдаёт варенье и сумку и убегает).

-Воспитатель: «Ребята, как можно есть варенье без ложки?(Обсуждение с детьми культуры приёма пищи). Оказывается, ложка очень важный предмет и без неё невозможно обойтись. Придется нам с вами оставить варенье, пока Карлсон не вернется». (Воспитатель достает из сумки письмо с загадкой, читает).

- «Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно …»

(Дети отгадывают, воспитатель достает ложку из сумки, которую им принес Карлсон).

- Воспитатель: «Ребята, вы правильно отгадали загадку, посмотрите, какая ложка красивая. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени и узнать историю появления ложки. Согласны?» (ответы детей).

- Воспитатель: «Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также, как и время, чтобы нам не заблудиться во времени, мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «Река времени». Она состоит из трёх остановок: «Древность», «Старина», «Наше время». Они отмечены иллюстрациями жилищ: пещера, старинный дом, современный дом.

Для того чтобы перенестись в давние времена, нам помогут волшебные часы, но, чтобы они пошли нужно сказать слова».

-Игровое упражнение «Часы»

«Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В древность все мы попадем».

(Дети произносят слова, воспитатель переводит стрелки часов назад).

1.СЛАЙД - «ДРЕВНОСТЬ».

2.СЛАЙД - «Люди в пещере едят руками» (обсуждение с детьми).

3.СЛАЙД - «Люди в древности едят палочками, костями животных, ракушками и т.п. (Давно, когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. А чего не хватает?)

4.СЛАЙД - «Первая ложка из камня» (какая она: тяжелая, неудобная …).

5.СЛАЙД – «Ложка из глины». (Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень неровная и непрочная, во время еды она обжигала рот).

6 СЛАЙД - «Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев»

- Подвести небольшой итог.

- Воспитатель: «Отправляемся дальше. С помощью стрелок часов переместимся в «Старину» (перевести стрелки часов вперед).



«Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

В старину мы попадем».

-Воспитатель: «Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси?» (ответы детей).

7 СЛАЙД – «На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты». А что такое береста? (Словарная работа: береста).

8 - СЛАЙД – «Позже стали делать ложки из дерева, деревянные. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи».

9 СЛАЙД - «В старину, у русских людей, ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет».

10 СЛАЙД – «Деревянные ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. (Обратить внимание, элементами какой росписи украшены деревянные ложки?). Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарили как подарок - сувенир. В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент.



Музыкальная пауза.

- Воспитатель: «Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и посмотрите, что лежит на подносе?» - «Деревянные ложки».- «Я предлагаю вам поиграть в оркестр».

11 - СЛАЙД - видеозапись выступления ансамбля ложкарей (дети играют на деревянных ложках).

12 - СЛАЙД – «Богатые люди, цари пользовались серебряными, золотыми ложками, они украшали их драгоценными камнями, узорами. Сейчас такие ложки можно увидеть в музее».

- Подвести небольшой итог.

- Воспитатель: «Отправляемся дальше. С помощью стрелок часов переместимся в «Наше время»».

Игровое упражнение «Часы»

«Тик-так, тик-так

Время отмеряет шаг

Стрелки мы переведем

И домой мы попадем».

- Воспитатель: «А какими ложками мы пользуемся в наше время»?

13,14 СЛАЙДЫ - Дети смотрят их (с изображением современных ложек, выполненных из различных материалов), отвечают на вопросы.

15 СЛАЙД – «Спасибо за внимание».

- Воспитатель: «Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько там разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. (Дети рассматривают ложки, делают вывод: выстраивают полный ответ). Чем они отличаются? Можно проверить, какая легче, тяжелее? Проведем с вами опыт.



Опыт с водой.

(тазик с водой, стоит на столе, предложить опустить ложки в воду и посмотреть, что произойдёт)

- Воспитатель: «А почему одни ложки у нас утонули, а другие нет? (Ответы детей). Из чего они сделаны? Что тяжелее металл или дерево? Что прочнее пластмасса или дерево?»

- Подвести итог.

- Воспитатель: «Посмотрите, какая у меня есть необычная ложка, называется она – термоложка. Если ее опустить в горячую воду, она поменяет цвет (показать). Её сделали специально для маленьких детей, кто из вас видел такую?» (ответы детей).

-Воспитатель: «Ребята, подойдите к столу, где разложены картинки. Что на них нарисовано? (ответы детей). Выберите картинки с изображением ложек, и разместите их на панно «Реки Времени». Давайте вспомним, как называются острова: «Древность», «Старина», «Наше время». (дети приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «Реки времени»).

-Затем подводится итог выполненной работы, исправляются ошибки.

- Звучит музыка, к ребятам возвращается Карлсон: «Я вернулся к вам, ребятишки и принес красивые ложки, чтобы съесть варенье, которое я вам оставил. Вот они! (достает раскраски с ложками и отдает детям).

- Рассуждения детей, можно ли есть такими ложками? (нет)

-Карлсон расстраивается и собирается уйти.

- Воспитатель: «Дорогой наш друг, Карлсон, не расстраивайся, мы обязательно съедим твое варенье в группе ложками. А эти ложки, что ты принес, мы раскрасим. Правда, дети? (да). Послушай, лучше, где мы были и что нового узнали!»

-Карлсон: «С удовольствием послушаю» (дети рассказывают).

-Воспитатель: «Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами ложек, некоторые из них дошли до наших дней. Пойдемте раскрашивать ложки и пить чай с вареньем! Карлсон, мы тебя приглашаем к нам в группу»