- развивать связную речь. Обогащать словарь детей словами: древность, старина, наше время; материалы, из которых изготовлены ложки;
- развивать способность к исследованию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать интерес к историческому прошлому;
- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы реализации содержания занятия
- игровая ситуация;
- беседа с детьми, разъяснение,
- использование демонстрационного материала,
- создание проблемной ситуации.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие,
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие
- художественно-эстетическое
Наглядные пособия: макет с изображением «Реки времени», разделенный на три части: «Древность», «Старина», «Наше время», часы.
Раздаточный материал: иллюстрации с изображением различных ложек
(больше количества детей).
Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «История появления ложки».
Литературные: загадка про ложку (письмо с загадкой в сумке у Карлсона и ложка)
Музыкальные: запись ансамбля ложкарей.
Оборудование: банка с джемом, различные виды ложек, тазик с водой, деревянные ложки, для музыкальной паузы – по2 шт. на ребенка.
ХОД.
- Утреннее приветствие:
«Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: «Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение».
Под музыку вбегает Карлсон! (в руках у него банка с вареньем и сумка).
-«Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я очень рад встречи с вами! Вы меня узнали? Кто я?» (ответы детей).
-Карлсон: «Да, я Карлсон, живу на крыше, умею летать, а в качестве топлива использую варенье. Сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! А еще я вам оставлю свою сумку, там загадка и мой любимый предмет - отгадка. Вы пока познакомьтесь с ним, а мне надо лететь по делам, но я к вам вернусь скоро» (отдаёт варенье и сумку и убегает).
-Воспитатель: «Ребята, как можно есть варенье без ложки?(Обсуждение с детьми культуры приёма пищи). Оказывается, ложка очень важный предмет и без неё невозможно обойтись. Придется нам с вами оставить варенье, пока Карлсон не вернется». (Воспитатель достает из сумки письмо с загадкой, читает).
- «Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно …»
(Дети отгадывают, воспитатель достает ложку из сумки, которую им принес Карлсон).
- Воспитатель: «Ребята, вы правильно отгадали загадку, посмотрите, какая ложка красивая. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени и узнать историю появления ложки. Согласны?» (ответы детей).
- Воспитатель: «Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также, как и время, чтобы нам не заблудиться во времени, мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «Река времени». Она состоит из трёх остановок: «Древность», «Старина», «Наше время». Они отмечены иллюстрациями жилищ: пещера, старинный дом, современный дом.
Для того чтобы перенестись в давние времена, нам помогут волшебные часы, но, чтобы они пошли нужно сказать слова».
-Игровое упражнение «Часы»
«Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем».
(Дети произносят слова, воспитатель переводит стрелки часов назад).
1.СЛАЙД - «ДРЕВНОСТЬ».
2.СЛАЙД - «Люди в пещере едят руками» (обсуждение с детьми).
3.СЛАЙД - «Люди в древности едят палочками, костями животных, ракушками и т.п. (Давно, когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. А чего не хватает?)
5.СЛАЙД – «Ложка из глины». (Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень неровная и непрочная, во время еды она обжигала рот).
6 СЛАЙД - «Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев»
- Подвести небольшой итог.
- Воспитатель: «Отправляемся дальше. С помощью стрелок часов переместимся в «Старину» (перевести стрелки часов вперед).
«Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
В старину мы попадем».
-Воспитатель: «Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси?» (ответы детей).
7 СЛАЙД – «На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты». А что такое береста? (Словарная работа: береста).
8 - СЛАЙД – «Позже стали делать ложки из дерева, деревянные. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками. Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи».
9 СЛАЙД - «В старину, у русских людей, ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет».
10 СЛАЙД – «Деревянные ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. (Обратить внимание, элементами какой росписи украшены деревянные ложки?). Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарили как подарок - сувенир. В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент.
Музыкальная пауза.
- Воспитатель: «Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и посмотрите, что лежит на подносе?» - «Деревянные ложки».- «Я предлагаю вам поиграть в оркестр».
11 - СЛАЙД - видеозапись выступления ансамбля ложкарей (дети играют на деревянных ложках).
12 - СЛАЙД – «Богатые люди, цари пользовались серебряными, золотыми ложками, они украшали их драгоценными камнями, узорами. Сейчас такие ложки можно увидеть в музее».
- Подвести небольшой итог.
- Воспитатель: «Отправляемся дальше. С помощью стрелок часов переместимся в «Наше время»».
Игровое упражнение «Часы»
«Тик-так, тик-так
Время отмеряет шаг
Стрелки мы переведем
И домой мы попадем».
- Воспитатель: «А какими ложками мы пользуемся в наше время»?
13,14 СЛАЙДЫ - Дети смотрят их (с изображением современных ложек, выполненных из различных материалов), отвечают на вопросы.
15 СЛАЙД – «Спасибо за внимание».
- Воспитатель: «Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько там разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. (Дети рассматривают ложки, делают вывод: выстраивают полный ответ). Чем они отличаются? Можно проверить, какая легче, тяжелее? Проведем с вами опыт.
Опыт с водой.
(тазик с водой, стоит на столе, предложить опустить ложки в воду и посмотреть, что произойдёт)
- Воспитатель: «А почему одни ложки у нас утонули, а другие нет? (Ответы детей). Из чего они сделаны? Что тяжелее металл или дерево? Что прочнее пластмасса или дерево?»
- Подвести итог.
- Воспитатель: «Посмотрите, какая у меня есть необычная ложка, называется она – термоложка. Если ее опустить в горячую воду, она поменяет цвет (показать). Её сделали специально для маленьких детей, кто из вас видел такую?» (ответы детей).
-Воспитатель: «Ребята, подойдите к столу, где разложены картинки. Что на них нарисовано? (ответы детей). Выберите картинки с изображением ложек, и разместите их на панно «Реки Времени». Давайте вспомним, как называются острова: «Древность», «Старина», «Наше время». (дети приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «Реки времени»).
-Затем подводится итог выполненной работы, исправляются ошибки.
- Звучит музыка, к ребятам возвращается Карлсон: «Я вернулся к вам, ребятишки и принес красивые ложки, чтобы съесть варенье, которое я вам оставил. Вот они! (достает раскраски с ложками и отдает детям).
- Рассуждения детей, можно ли есть такими ложками? (нет)
-Карлсон расстраивается и собирается уйти.
- Воспитатель: «Дорогой наш друг, Карлсон, не расстраивайся, мы обязательно съедим твое варенье в группе ложками. А эти ложки, что ты принес, мы раскрасим. Правда, дети? (да). Послушай, лучше, где мы были и что нового узнали!»
-Воспитатель: «Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами ложек, некоторые из них дошли до наших дней. Пойдемте раскрашивать ложки и пить чай с вареньем! Карлсон, мы тебя приглашаем к нам в группу»