Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf
Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение педагогической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку безусловного безоценочного приятия.
В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, С.В. Лапицкая и др.) Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.
Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Желая вырастить нравственно здоровое поколение, мы должны решать эту проблему вместе.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и педагога. Каждый педагог не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы, - привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Работа с семьей по педагогическому просвещению разнообразна. Одной из наиболее эффективных форм является наглядная информация. Так как она не предусматривает непосредственного контакта педагога с родителями, то форма и способ ее подачи имеют не меньшее значение, чем содержание. В этом помогут новые подходы к оформлению наглядной информации в детском саду основными принципами которых являются следующие:
1. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по сказке или стихотворению в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, цирка, русской комнаты или игрушечного магазина.
2. В оформлении используются разнообразные материалы: поролон, пенопласт, береста, кожа, атлас, макраме, папье-маше, пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание), а также мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и привлекательности персонажей.
3. Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету; в цветке, в фартуке, морковке, клубничках, перьев птиц, вагонах поезда и т. д.
4. Материалы текстов помещаются в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в клубничках-овалы, в фартуке- полукруг, трапеция.
5. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров.
6. Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала
7. Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации.
Оформление групповых информационных уголков для родителей
1. Настенная тематическая по педагогическому просвещению. Вместо привычных заголовков таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Как избавить ребенка от страхов».
2. Настольно-тематическая информация.
3.Уголок краткой информации.
4. Для чтения дома.
5. Музыкально- поэтический уголок.
6. Медицинский уголок «О здоровье»
7. Объявления.
8. Благодарим.
9. Рады сообщить вам.
10. Расписание занятий.
11. Уголок творчества детей.
12. Меню.
Окно - очень короткие новости:
- Фото уголок настроения.
- Режим, сетка занятий.
- Выставка «Сделайте вместе с детьми».
- Фото уголок «С вашими детьми работают»
- Уголок забытых вещей.
- Поздравляем.
- Зеркало.
Все формы взаимодействия педагога с семьей подразделяют на:
1.Коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные.
2. Традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога и родителей. Некоторые подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные играют роль опосредованного общения педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Оно осуществляется в двух направлениях:
1.Внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ.
2. Работа с родителями за пределами ДОУ.
- Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей.
-Тематические консультации.
- Групповые собрания родителей.
- Дни открытых дверей.
- Презентация дошкольного учреждения.
- Клубы для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Мини собрания.
- Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
- Тренинги.
- Попечительский совет.
- Дни добрых дел.
- Педагогические беседы с родителями.
- Индивидуальные консультации.
- Индивидуальные блокноты.
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
-«Чудеса для детей из ненужных вещей».
-Вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»-«Природа и фантазия».
Список литературы1. Маркова Т.А. Детский сад и семья / [Подгот. Н. Ф. Виноградовой и др.]; Под ред. Т. А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 205 с.
2. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: Твор. центр Сфера, 2005. – 78 с.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья: 3-7 лет / Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2002. - 263 с.
4. Дуброва В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. - М.: Новая шк., 1995. – 123 с.
5. Лапицкая С.И. Взаимодействие педагогов и учащихся как педагогический феномен в российской школе XIX - начала XX вв.: автореферат дис… кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 23 с.
Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение педагогической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку безусловного безоценочного приятия.
В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, С.В. Лапицкая и др.) Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.
Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Желая вырастить нравственно здоровое поколение, мы должны решать эту проблему вместе.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и педагога. Каждый педагог не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы, - привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Работа с семьей по педагогическому просвещению разнообразна. Одной из наиболее эффективных форм является наглядная информация. Так как она не предусматривает непосредственного контакта педагога с родителями, то форма и способ ее подачи имеют не меньшее значение, чем содержание. В этом помогут новые подходы к оформлению наглядной информации в детском саду основными принципами которых являются следующие:
1. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по сказке или стихотворению в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, цирка, русской комнаты или игрушечного магазина.
2. В оформлении используются разнообразные материалы: поролон, пенопласт, береста, кожа, атлас, макраме, папье-маше, пластик, синтепон, соломка, керамика, дерево (резьба, выжигание), а также мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов и привлекательности персонажей.
3. Традиционные стенды и планшеты заменяются необычными формами соответственно сюжету; в цветке, в фартуке, морковке, клубничках, перьев птиц, вагонах поезда и т. д.
4. Материалы текстов помещаются в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги соответственно формам предметов: в клубничках-овалы, в фартуке- полукруг, трапеция.
5. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне так, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров.
6. Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала
7. Прочность и безопасность - одно из основных требований к оформлению наглядной агитации.
Оформление групповых информационных уголков для родителей
1. Настенная тематическая по педагогическому просвещению. Вместо привычных заголовков таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Как избавить ребенка от страхов».
2. Настольно-тематическая информация.
3.Уголок краткой информации.
4. Для чтения дома.
5. Музыкально- поэтический уголок.
6. Медицинский уголок «О здоровье»
7. Объявления.
8. Благодарим.
9. Рады сообщить вам.
10. Расписание занятий.
11. Уголок творчества детей.
12. Меню.
Окно - очень короткие новости:
- Фото уголок настроения.
- Режим, сетка занятий.
- Выставка «Сделайте вместе с детьми».
- Фото уголок «С вашими детьми работают»
- Уголок забытых вещей.
- Поздравляем.
- Зеркало.
Все формы взаимодействия педагога с семьей подразделяют на:
1.Коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные.
2. Традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога и родителей. Некоторые подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные играют роль опосредованного общения педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Оно осуществляется в двух направлениях:
1.Внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ.
2. Работа с родителями за пределами ДОУ.
- Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей.
-Тематические консультации.
- Групповые собрания родителей.
- Дни открытых дверей.
- Презентация дошкольного учреждения.
- Клубы для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Мини собрания.
- Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
- Тренинги.
- Попечительский совет.
- Дни добрых дел.
- Педагогические беседы с родителями.
- Индивидуальные консультации.
- Индивидуальные блокноты.
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
-«Чудеса для детей из ненужных вещей».
-Вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки»-«Природа и фантазия».
Список литературы1. Маркова Т.А. Детский сад и семья / [Подгот. Н. Ф. Виноградовой и др.]; Под ред. Т. А. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 205 с.
2. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М.: Твор. центр Сфера, 2005. – 78 с.
3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья: 3-7 лет / Е.П. Арнаутова. - М.: Карапуз, 2002. - 263 с.
4. Дуброва В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. - М.: Новая шк., 1995. – 123 с.
5. Лапицкая С.И. Взаимодействие педагогов и учащихся как педагогический феномен в российской школе XIX - начала XX вв.: автореферат дис… кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 23 с.