2023 2022
2 (220) 2023

Селиванова О.В. ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании. В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности- одна из сложных и в то же время важных задач. Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное- говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени в этом возрасте способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется на многие годы.

Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

· Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

· Пробуждает фантазию, творческую активность;

· Способствует пониманию внутреннего мира людей;

· Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

· Помогает формированию умения мысленно действовать в воображаемой ситуации;

· Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему. В них экономическое содержание разворачивается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и, в частности, со сказкой, без участия родителей.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь компьютером, планшетом или телефоном.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

В завершении чикла занятий по экономическому развитию можно провести викторину или брейн–ринг с использованием знакомых сказок.

Игра Брейн-РингНапоминаю условия игры. Ведущий задает вопрос и команда, обсудившая правильный вариант ответа подает сигнал. За правильный ответ команда получает 3 балла. В случае неправильного ответа одной командой, право ответа переходит ко второй команде, за правильный ответ она получает так же 3 балла. Итак, начинаем игру.

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? («Три поросенка»).

2. Кто из героев сказки сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Петух, «Колосок»).

3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»).

4. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купилось на лесть? («Колобок»).

5. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? («Лисичка со скалочкой»).

6. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? («Теремок»).

7. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? («Вершки и корешки»).

8. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию, и только волшебная вещь помогла достичь цели? («Огниво»).