Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf
Аннотация: в статье представлен опыт работы в системе консультирования детей с ОВЗ
В Ростовской области в начале 2020 года стартовал федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В рамках этого проекта на базе нашего дошкольного учреждения был создан пункт консультационной помощи родителям. Каждый родитель (законный представитель), имеющий ребенка дошкольного возраста, мог получить бесплатную консультацию по вопросам воспитания, обучения и развития. Особое внимание уделялось консультированию родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии со спецификой работы нашего дошкольного учреждения. На консультации приходили родители и дети, совершенно не похожие друг на друга. И специалистам было необходимо найти свой особый подход, чтобы каждый родитель ушел удовлетворенный оказанной помощью.
Консультации проводили специалисты, имеющие многолетний опыт консультирования, и прошедшие повышение квалификации в данном направлении: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Целью работы
консультационного пункта стало
создание условий для повышения компетентности в вопросах образования и воспитания путем предоставления психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Для фиксирования деятельности консультационного пункта использовались:
- журнал регистрации обращений родителей (законных представителей);
- бланк консультации специалиста;
- анкета – опросник для получателей услуг, в которой оценивалось качество предоставленной помощи;
- лист обследования (Приложение 1).
Ели родители приходили на консультацию с ребенком, то к процессу консультирования подключался второй специалист: один проводил беседу с родителями, другой – диагностическое обследование ребенка. Лист обследования заполнялся с согласия родителей для того, чтобы консультант имел представление об уровне развития ребенка и мог в полном объеме содействовать разрешению имеющейся проблемы. Если в дальнейшем ребенок поступает в наше учреждение, специалисты проводят более углубленную диагностику и это позволяет выстроить индивидуальный маршрут и начать коррекционную работу.
Основными темами запросов от родителей стали такие, как трудности освоения программы обучения и воспитания детьми с ОВЗ, отсутствие мотивации к обучению. Родителей интересовали вопросы по познавательному и речевому развитию ребенка, по адаптации и социализации в дошкольных образовательных учреждениях, созданию и реализации специальных образовательных условий, по подготовке к школе детей с ОВЗ. Родители хотели узнать, как выстраивать детско-родительские отношения и отношения со сверстниками ребенку, имеющему расстройства аутистического спектра и другие вопросы, связанные с развитием и воспитанием «особых» детей. В результате родители получали психолого-педагогическую и консультативную помощь от консультантов проекта.
Специалисты консультационного пункта:
ü помогали родителям обратить внимание на сильные/ слабые стороны в развитии ребенка и определить дальнейшие направления и перспективы,
ü подбирали эффективные методы и приемы работы с ребенком, чтобы родители в домашних условиях своими силами могли продолжить коррекционную работу.
Также для учета проведенных специалистами консультаций, по согласию родителей на обработку персональных данных, информация заносилась в электронный журнал на сайте Государственного автономного учреждения Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» (ГАУ РО РИАЦРО) и на сайт Растимдетей. РФ.
В тоже время, в ходе проведенной работы консультанты проекта сталкивались и с некоторыми проблемами, связанными с консультированием родителей. Например, родители не всегда были готовы принять услышанную информацию о проблемах своего ребенка, во время консультации часто «закрывались» и уходили от общения. Родителям было сложно признать свою ответственность за происходящее, были попытки переложить ответственность за происходящее в их семье на консультанта.
Консультационный пункт, организованный в дошкольном учреждении, являлся средством обеспечения психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и позволил в полном объеме реализовывать цели и задачи федерального проекта «Современная школа».
Список литературы:
1. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
2. Распоряжение Министерства просвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-26 «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1048 от 31.12.2019 г.
Письмо №24/3.2-2924 от 28.02.2020 "Об организации информационной компании в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (Ростовская область) национального проекта «Образование»".
4. Приказ МО от 30.12.2020 № 1129 "Об организации работы по реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Ростовской области.
5. Приказ МО от 22.03.2021 года № 216 "О внесении изменений в приказ МО от 30.12.2020 № 1129.
Приложение 1
Лист обследования ребенка дошкольного возраста1. Фамилия, имя ребенка:
______________________________________________________
2. Дата рождения:
____________________________________________________________
3. Заключение ПМПК:
________________________________________________________
4. Навыки:
а) физиологические потребности:
_________________________________________________
б) прием пищи:
________________________________________________________________
в) одевание/раздевание:
_________________________________________________________
5. Умение вступать в контакт:
____________________________________________________
6. Сведения о себе и ближайшем окружении:
_____________________________________
7. Моторика:
а) мелкая (мозаика, лего, умение проводить линии по точкам, лепить фигурки из пластилина, раскрашивать, не выходя за контур):
_____________________________________
б) крупная (удержание равновесия, устойчивость хождения, бросание мяча):
________________________________________________________________________________
8. Сформированность сенсорных эталонов:
а) форма (знание названий основных форм геометрических фигур, зрительное соотнесение):
«Сортировщик» до 5 лет:
________________________________________________________
«Почтовый ящик» с 5 лет:
_______________________________________________________
б) цвет (знание названий основных цветов/оттенков, зрительное соотнесение):
_________________________________________________________________________
в) величина (складывание пирамидки, стаканчиков, матрешки):
______________________
9. Пространственно-временные понятия и отношения:
а) части суток
_________________________________________________________________
б) времена года
________________________________________________________________
в) складывание разрезных картинок
______________________________________________
10. Память:
а) зрительная (запомни последовательность картинок):
______________________________
б) слуховая (дом, конь, лес, брат, кот, ночь, мост):
___________________________________
11. Внимание:
а) найди отличия:
______________________________________________________________
б) найди такой же:
_____________________________________________________________
12. Мышление:
а) подбери заплатки к коврикам:
__________________________________________________
б) четвертый лишний:
___________________________________________________________
в) последовательность событий:
__________________________________________________
г) назови одним словом:
_________________________________________________________
13. Математические представления:
а) знание цифр, прямой счет:
____________________________________________________
б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев:
________________________
в) сравнение множеств:
_________________________________________________________
14. Понимание обращенной речи:
а) покажи картинку (игрушку):
__________________________________________________
б) покажи, что делает:
__________________________________________________________
в) для чего это нужно?
_________________________________________________________
г) выполнение простой инструкции, сложную инструкцию (5 – 6 лет – 2-3-х ступенчатая, 7 лет – 3-4-х ступенчатая):
__________________________________________________________
15. Уровень речевого развития (нужное подчеркнуть):
а) звуки и звукокомплексы, лепетные слова, отдельные слова, бытовая фраза, простые предложения, сложные предложения
б) диалогическая речь:
умение поддержать диалог
______________________________________________________
умение задавать вопросы
_______________________________________________________
в) монологическая речь:
составление рассказа по серии сюжетных картин
____________________________________
пересказ
______________________________________________________________________
16. Особенности эмоционально-волевой сферы:
а) опыт взаимодействия (с родными и близкими, с незнакомыми людьми):
______________
б) какие необычные проявления в поведении ребенка вы замечали (аутоагрессия, боязнь воды, животных, употребление в пищу несъедобного):
________________________________
в) реакция на похвалу, на замечания:
____________________________________________
Выводы и рекомендации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аннотация: в статье представлен опыт работы в системе консультирования детей с ОВЗ
В Ростовской области в начале 2020 года стартовал федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В рамках этого проекта на базе нашего дошкольного учреждения был создан пункт консультационной помощи родителям. Каждый родитель (законный представитель), имеющий ребенка дошкольного возраста, мог получить бесплатную консультацию по вопросам воспитания, обучения и развития. Особое внимание уделялось консультированию родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии со спецификой работы нашего дошкольного учреждения. На консультации приходили родители и дети, совершенно не похожие друг на друга. И специалистам было необходимо найти свой особый подход, чтобы каждый родитель ушел удовлетворенный оказанной помощью.
Консультации проводили специалисты, имеющие многолетний опыт консультирования, и прошедшие повышение квалификации в данном направлении: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Целью работы
консультационного пункта стало
создание условий для повышения компетентности в вопросах образования и воспитания путем предоставления психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Для фиксирования деятельности консультационного пункта использовались:
- журнал регистрации обращений родителей (законных представителей);
- бланк консультации специалиста;
- анкета – опросник для получателей услуг, в которой оценивалось качество предоставленной помощи;
- лист обследования (Приложение 1).
Ели родители приходили на консультацию с ребенком, то к процессу консультирования подключался второй специалист: один проводил беседу с родителями, другой – диагностическое обследование ребенка. Лист обследования заполнялся с согласия родителей для того, чтобы консультант имел представление об уровне развития ребенка и мог в полном объеме содействовать разрешению имеющейся проблемы. Если в дальнейшем ребенок поступает в наше учреждение, специалисты проводят более углубленную диагностику и это позволяет выстроить индивидуальный маршрут и начать коррекционную работу.
Основными темами запросов от родителей стали такие, как трудности освоения программы обучения и воспитания детьми с ОВЗ, отсутствие мотивации к обучению. Родителей интересовали вопросы по познавательному и речевому развитию ребенка, по адаптации и социализации в дошкольных образовательных учреждениях, созданию и реализации специальных образовательных условий, по подготовке к школе детей с ОВЗ. Родители хотели узнать, как выстраивать детско-родительские отношения и отношения со сверстниками ребенку, имеющему расстройства аутистического спектра и другие вопросы, связанные с развитием и воспитанием «особых» детей. В результате родители получали психолого-педагогическую и консультативную помощь от консультантов проекта.
Специалисты консультационного пункта:
ü помогали родителям обратить внимание на сильные/ слабые стороны в развитии ребенка и определить дальнейшие направления и перспективы,
ü подбирали эффективные методы и приемы работы с ребенком, чтобы родители в домашних условиях своими силами могли продолжить коррекционную работу.
Также для учета проведенных специалистами консультаций, по согласию родителей на обработку персональных данных, информация заносилась в электронный журнал на сайте Государственного автономного учреждения Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» (ГАУ РО РИАЦРО) и на сайт Растимдетей. РФ.
В тоже время, в ходе проведенной работы консультанты проекта сталкивались и с некоторыми проблемами, связанными с консультированием родителей. Например, родители не всегда были готовы принять услышанную информацию о проблемах своего ребенка, во время консультации часто «закрывались» и уходили от общения. Родителям было сложно признать свою ответственность за происходящее, были попытки переложить ответственность за происходящее в их семье на консультанта.
Консультационный пункт, организованный в дошкольном учреждении, являлся средством обеспечения психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и позволил в полном объеме реализовывать цели и задачи федерального проекта «Современная школа».
Список литературы:
1. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
2. Распоряжение Министерства просвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-26 «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1048 от 31.12.2019 г.
Письмо №24/3.2-2924 от 28.02.2020 "Об организации информационной компании в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (Ростовская область) национального проекта «Образование»".
4. Приказ МО от 30.12.2020 № 1129 "Об организации работы по реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Ростовской области.
5. Приказ МО от 22.03.2021 года № 216 "О внесении изменений в приказ МО от 30.12.2020 № 1129.
Приложение 1
Лист обследования ребенка дошкольного возраста1. Фамилия, имя ребенка:
______________________________________________________
2. Дата рождения:
____________________________________________________________
3. Заключение ПМПК:
________________________________________________________
4. Навыки:
а) физиологические потребности:
_________________________________________________
б) прием пищи:
________________________________________________________________
в) одевание/раздевание:
_________________________________________________________
5. Умение вступать в контакт:
____________________________________________________
6. Сведения о себе и ближайшем окружении:
_____________________________________
7. Моторика:
а) мелкая (мозаика, лего, умение проводить линии по точкам, лепить фигурки из пластилина, раскрашивать, не выходя за контур):
_____________________________________
б) крупная (удержание равновесия, устойчивость хождения, бросание мяча):
________________________________________________________________________________
8. Сформированность сенсорных эталонов:
а) форма (знание названий основных форм геометрических фигур, зрительное соотнесение):
«Сортировщик» до 5 лет:
________________________________________________________
«Почтовый ящик» с 5 лет:
_______________________________________________________
б) цвет (знание названий основных цветов/оттенков, зрительное соотнесение):
_________________________________________________________________________
в) величина (складывание пирамидки, стаканчиков, матрешки):
______________________
9. Пространственно-временные понятия и отношения:
а) части суток
_________________________________________________________________
б) времена года
________________________________________________________________
в) складывание разрезных картинок
______________________________________________
10. Память:
а) зрительная (запомни последовательность картинок):
______________________________
б) слуховая (дом, конь, лес, брат, кот, ночь, мост):
___________________________________
11. Внимание:
а) найди отличия:
______________________________________________________________
б) найди такой же:
_____________________________________________________________
12. Мышление:
а) подбери заплатки к коврикам:
__________________________________________________
б) четвертый лишний:
___________________________________________________________
в) последовательность событий:
__________________________________________________
г) назови одним словом:
_________________________________________________________
13. Математические представления:
а) знание цифр, прямой счет:
____________________________________________________
б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев:
________________________
в) сравнение множеств:
_________________________________________________________
14. Понимание обращенной речи:
а) покажи картинку (игрушку):
__________________________________________________
б) покажи, что делает:
__________________________________________________________
в) для чего это нужно?
_________________________________________________________
г) выполнение простой инструкции, сложную инструкцию (5 – 6 лет – 2-3-х ступенчатая, 7 лет – 3-4-х ступенчатая):
__________________________________________________________
15. Уровень речевого развития (нужное подчеркнуть):
а) звуки и звукокомплексы, лепетные слова, отдельные слова, бытовая фраза, простые предложения, сложные предложения
б) диалогическая речь:
умение поддержать диалог
______________________________________________________
умение задавать вопросы
_______________________________________________________
в) монологическая речь:
составление рассказа по серии сюжетных картин
____________________________________
пересказ
______________________________________________________________________
16. Особенности эмоционально-волевой сферы:
а) опыт взаимодействия (с родными и близкими, с незнакомыми людьми):
______________
б) какие необычные проявления в поведении ребенка вы замечали (аутоагрессия, боязнь воды, животных, употребление в пищу несъедобного):
________________________________
в) реакция на похвалу, на замечания:
____________________________________________
Выводы и рекомендации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________