2023 2022
1 (219) 2023

Ерухимович Ю.В. ОПЫТ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Аннотация: в статье представлен опыт работы в системе консультирования детей с ОВЗ

В Ростовской области в начале 2020 года стартовал федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В рамках этого проекта на базе нашего дошкольного учреждения был создан пункт консультационной помощи родителям. Каждый родитель (законный представитель), имеющий ребенка дошкольного возраста, мог получить бесплатную консультацию по вопросам воспитания, обучения и развития. Особое внимание уделялось консультированию родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии со спецификой работы нашего дошкольного учреждения. На консультации приходили родители и дети, совершенно не похожие друг на друга. И специалистам было необходимо найти свой особый подход, чтобы каждый родитель ушел удовлетворенный оказанной помощью.

Консультации проводили специалисты, имеющие многолетний опыт консультирования, и прошедшие повышение квалификации в данном направлении: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Целью работы
консультационного пункта стало
создание условий для повышения компетентности в вопросах образования и воспитания путем предоставления психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Для фиксирования деятельности консультационного пункта использовались:

- журнал регистрации обращений родителей (законных представителей);

- бланк консультации специалиста;

- анкета – опросник для получателей услуг, в которой оценивалось качество предоставленной помощи;

- лист обследования (Приложение 1).

Ели родители приходили на консультацию с ребенком, то к процессу консультирования подключался второй специалист: один проводил беседу с родителями, другой – диагностическое обследование ребенка. Лист обследования заполнялся с согласия родителей для того, чтобы консультант имел представление об уровне развития ребенка и мог в полном объеме содействовать разрешению имеющейся проблемы. Если в дальнейшем ребенок поступает в наше учреждение, специалисты проводят более углубленную диагностику и это позволяет выстроить индивидуальный маршрут и начать коррекционную работу.

Основными темами запросов от родителей стали такие, как трудности освоения программы обучения и воспитания детьми с ОВЗ, отсутствие мотивации к обучению. Родителей интересовали вопросы по познавательному и речевому развитию ребенка, по адаптации и социализации в дошкольных образовательных учреждениях, созданию и реализации специальных образовательных условий, по подготовке к школе детей с ОВЗ. Родители хотели узнать, как выстраивать детско-родительские отношения и отношения со сверстниками ребенку, имеющему расстройства аутистического спектра и другие вопросы, связанные с развитием и воспитанием «особых» детей. В результате родители получали психолого-педагогическую и консультативную помощь от консультантов проекта.

Специалисты консультационного пункта:

ü помогали родителям обратить внимание на сильные/ слабые стороны в развитии ребенка и определить дальнейшие направления и перспективы,

ü подбирали эффективные методы и приемы работы с ребенком, чтобы родители в домашних условиях своими силами могли продолжить коррекционную работу.

Также для учета проведенных специалистами консультаций, по согласию родителей на обработку персональных данных, информация заносилась в электронный журнал на сайте Государственного автономного учреждения Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» (ГАУ РО РИАЦРО) и на сайт Растимдетей. РФ.

В тоже время, в ходе проведенной работы консультанты проекта сталкивались и с некоторыми проблемами, связанными с консультированием родителей. Например, родители не всегда были готовы принять услышанную информацию о проблемах своего ребенка, во время консультации часто «закрывались» и уходили от общения. Родителям было сложно признать свою ответственность за происходящее, были попытки переложить ответственность за происходящее в их семье на консультанта.

Консультационный пункт, организованный в дошкольном учреждении, являлся средством обеспечения психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, и позволил в полном объеме реализовывать цели и задачи федерального проекта «Современная школа».

Список литературы:

1. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).

2. Распоряжение Министерства просвещения России от 1 марта 2019 г. № Р-26 «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1048 от 31.12.2019 г.

Письмо №24/3.2-2924 от 28.02.2020 "Об организации информационной компании в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» (Ростовская область) национального проекта «Образование»".

4. Приказ МО от 30.12.2020 № 1129 "Об организации работы по реализации мероприятия федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Ростовской области.

5. Приказ МО от 22.03.2021 года № 216 "О внесении изменений в приказ МО от 30.12.2020 № 1129.

Приложение 1

Лист обследования ребенка дошкольного возраста1. Фамилия, имя ребенка:

______________________________________________________

2. Дата рождения:

____________________________________________________________

3. Заключение ПМПК:

________________________________________________________

4. Навыки:

а) физиологические потребности:

_________________________________________________

б) прием пищи:

________________________________________________________________

в) одевание/раздевание:

_________________________________________________________

5. Умение вступать в контакт:

____________________________________________________

6. Сведения о себе и ближайшем окружении:

_____________________________________

7. Моторика:

а) мелкая (мозаика, лего, умение проводить линии по точкам, лепить фигурки из пластилина, раскрашивать, не выходя за контур):

_____________________________________

б) крупная (удержание равновесия, устойчивость хождения, бросание мяча):

________________________________________________________________________________

8. Сформированность сенсорных эталонов:

а) форма (знание названий основных форм геометрических фигур, зрительное соотнесение):

«Сортировщик» до 5 лет:

________________________________________________________

«Почтовый ящик» с 5 лет:

_______________________________________________________

б) цвет (знание названий основных цветов/оттенков, зрительное соотнесение):

_________________________________________________________________________

в) величина (складывание пирамидки, стаканчиков, матрешки):

______________________

9. Пространственно-временные понятия и отношения:

а) части суток

_________________________________________________________________

б) времена года

________________________________________________________________

в) складывание разрезных картинок

______________________________________________

10. Память:

а) зрительная (запомни последовательность картинок):

______________________________

б) слуховая (дом, конь, лес, брат, кот, ночь, мост):

___________________________________

11. Внимание:

а) найди отличия:

______________________________________________________________

б) найди такой же:

_____________________________________________________________

12. Мышление:

а) подбери заплатки к коврикам:

__________________________________________________

б) четвертый лишний:

___________________________________________________________

в) последовательность событий:

__________________________________________________

г) назови одним словом:

_________________________________________________________

13. Математические представления:

а) знание цифр, прямой счет:

____________________________________________________

б) соотнесение количества предметов с количеством пальцев:

________________________

в) сравнение множеств:

_________________________________________________________

14. Понимание обращенной речи:

а) покажи картинку (игрушку):

__________________________________________________

б) покажи, что делает:

__________________________________________________________

в) для чего это нужно?

_________________________________________________________

г) выполнение простой инструкции, сложную инструкцию (5 – 6 лет – 2-3-х ступенчатая, 7 лет – 3-4-х ступенчатая):

__________________________________________________________

15. Уровень речевого развития (нужное подчеркнуть):

а) звуки и звукокомплексы, лепетные слова, отдельные слова, бытовая фраза, простые предложения, сложные предложения

б) диалогическая речь:

умение поддержать диалог

______________________________________________________

умение задавать вопросы

_______________________________________________________

в) монологическая речь:

составление рассказа по серии сюжетных картин

____________________________________

пересказ

______________________________________________________________________

16. Особенности эмоционально-волевой сферы:

а) опыт взаимодействия (с родными и близкими, с незнакомыми людьми):

______________

б) какие необычные проявления в поведении ребенка вы замечали (аутоагрессия, боязнь воды, животных, употребление в пищу несъедобного):

________________________________

в) реакция на похвалу, на замечания:

____________________________________________

Выводы и рекомендации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________