Выпуск № 62 (137) 2021

Аверьянова Ф.В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми с ФФНР

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали коррекционные игры с детьми дошкольного возраста.
Возможности игр в системе дошкольного образования, используемые в коррекционной работе с детьми, не ограничиваются ФФНР, но и рекомендованы детям с другими речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ, с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). Одним из эффективных видов коррекционной работы являются логоритмические игры и логоритмическая деятельность, сочетающиеся с восстановительной нейропсихологической коррекцией и неврологическим лечением.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту.
В системе логоритмических игр применяется принцип активного обучения, позволяющий исправлять речевые нарушения за счет развития двигательной сферы в игровой форме, и корректировать двигательные нарушения за счет включения в двигательные процессы речевого контроля в непринужденной игровой форме. Логоритмическая деятельность представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так у детей и с нарушениями двигательной сферы. Логоритмические игры и занятия являются одним из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с ФФНР, а также с двигательными нарушениями.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления. Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Продолжительность занятий может быть от 20 до 30 минут. В зависимости от нарушений, занятия могут проводиться индивидуально или в мини-группах (до 5 человек). Количество занятий в неделю и длительность курса определяется степенью и формой нарушения. Для формирования групп и составления плана индивидуальной работы проводится первичная диагностика, с помощью которой выявляется тип и соотношение речевых и двигательных нарушений.
Структура занятий:
·          движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
·          танец (хоровод);
·          разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
·          песня, сопровождаемая жестами;
·          логопедическая гимнастика;
·          мимические упражнения;
·          массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;
·          пальчиковая игра;
·          подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
В логоритмической игровой деятельности реализуются следующие задачи:
·          уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
·          развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
·          расширение лексического запаса;
·          развитие слухового внимания и зрительной памяти;
·          совершенствование общей и мелкой моторики;
·          выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
·          развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Основа логоритмических игр может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.