2023 2022
1 (219) 2023

Петрова Н.В. СЕКРЕТЫ УСПЕШНОГО ЗАНЯТИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Отличительной особенностью детей с речевыми нарушениями является катастрофическое снижение у них мотивации к занятиям, что заставляет меня находиться в поиске и апробации новых приёмов коррекционно-развивающей работы.

Для того, чтобы занятие было эффективным и плодотворным я использую в своей работе визуальное расписание, которое помогает формировать навыки саморегуляции у ребёнка. На нём изображено всё то, что предстоит сделать на определённом отрезке времени. Для этого я выставляю панно с карточками, изображающими различные виды деятельности: развитие фонематического слуха, артикуляционного праксиса, работа над звукопроизношением, над развитием целенаправленной воздушной струи, лексико-грамматических категорий, связной речи, высших психических функций, мелкой и общей моторик.

Этот приём отлично работает с детьми, у которых сенсомоторные нарушения. Благодаря визуальному расписанию они понимают, что будет сейчас, а что потом, что надо выполнить это, чтобы в дальнейшем что-то получилось.

Родители детей, на занятии с которыми использовали визуальное расписание, замечают, что дети становятся более мотивированными, спокойными, перестают истерить и с ними появляется возможность договориться. Они с удовольствием перенимают такой формат взаимодействия с детьми дома.

При составлении визуального расписания необходимо учитывать не только индивидуальные, но и возрастные особенности детей. Так для детей трёх-четырёх лет акцент необходимо ставить на развитие крупной и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и высших психических функций. Для детей четырёх-пяти лет- немного другой формат взаимодействия. Здесь на первое место выходит развитие артикуляционного праксиса, затем постановка звуков, развитие грамматического строя речи. И только уже в самом конце-высших психических функций, общей и мелкой моторики.

Для детей пяти-шести лет большим блоком будет добавляться развитие связной речи, когда ребёнок будет говорить полными предложениями, составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать текст и так далее.

Все мои занятия ритуализированы, то есть вход ребёнка в кабинет проходит интересным образом. У меня на двери висит план ритуала входа, представленный в виде картинок, на которых изображены поющие, танцующие, обнимающиеся, пожимающие руку герои. Ребёнок сам выбирает, как он хочет войти на занятие.

Ценность ритуала заключается в том, что он помогает настроиться ребёнку на нужный лад. Для кого-то это может быть неважным. Кто-то считает, что это не структурно, что это какой-то нелогопедический момент. На самом деле именно с этого момента начинается занятие. Ребёнок оставляет всё своё с чем он приходил за дверью и начинает заниматься, переключается на плодотворную, эффективную работу.

Очень ценен ритуал ещё и тем, что даёт возможность педагогу прочувствовать настроение ребёнка, создаёт атмосферу сплочённости и единства, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует детей.

Дети с огромным удовольствием бегут к кабинету, чтобы поприветствовать друг друга и учителя-логопеда.

Одним из самых любимых ритуалов детей является исполнение песни-приветствия в начале занятия «Это кто под зонтом?», когда дети сидят на стульях и у одного из них в руках зонтик, а остальные поют, спрашивая: «Это кто под зонтом?». Ребёнок отвечает: «Это я, Миша». Дети поют и машут ему рукой: «Это ты, Миша? Здравствуй Миша!». И после этого ребёнок передаёт зонтик радом сидящему соседу. Исполняется эта песня до тех пор, пока не поприветствуют каждого ребёнка.

Таким образом, использование ритуалов и визуального расписания на логопедических занятиях создают эмоциональный настрой у детей и мотивируют их к участию в совместной деятельности со взрослыми и с детьми.