Выпуск № 53 (128) 2021

Асеева И.Н., Маслова Н.Б., Мухина В.Н. Работа с детьми с ограниченными возмож-ностями здоровья (на примере ОГКУЗ «Белгородский дом ребёнка специализирован-ный»)

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан, особенно имеющих ограниченные возможности здоровья.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания [1].
Понятие охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным [1].
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с умственной отсталостью;- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [2].
ОГКУЗ «Белгородский дом ребёнка специализированный» является лечебно-профилактической медицинской организацией. Основной задачей выступает оказание медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защита прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка.
Предметом деятельности дома ребенка, в соответствии с главной целью и поставленными задачами, является осуществление медицинской и образовательной деятельности в соответствии с лицензиями, выданными в установленном порядке. Учреждение осуществляет воспитательную работу, дефектологическую и психологическую помощь по программе воспитания и обучения детей в доме ребенка.
В ОГКУЗ «Белгородский дом ребёнка специализированный» реализуются следующие адаптированные образовательные программы:
- АООП для детей с нарушением интеллекта;
- АООП для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- АООП для детей с задержкой психического развития;
- АООП для слабослышащих и позднооглохших детей;
- АООП для детей с косоглазием и амблиопией;
- АООП для детей с ТНР;
- АООП для детей с РАС [3].
В Доме ребенка осуществляется обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии: коррекция недостатков психического развития, формирование и развитие двигательных функций (крупной и мелкой моторики), социальная адаптация и интеграция в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности через реализацию адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования.
Целью АООП является создание специальных образовательных условий, проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей с ОВЗ через организацию двигательного режима, общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Цели АООП достигаются через решение следующих задач (Рис. 1):

Рис. 1. Задачи АООП

Программа реализуется как целостная структура коррекционно-образовательного процесса и является комплексной. Определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров.
АООП реализуется (Рис. 2):

Рис. 2. Реализация АООП


Кроме этого реализуются программы дополнительного образования:
- «Танцуй малыш»;
- «Веселые ладошки» [3].
Цель программы «Танцуй малыш» – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников; привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту; выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Дополнительная программа «Веселые ладошки» направлена на развитие мелкой моторики у детей 2-5 лет, содержание которой построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Для развития моторики рук на занятиях используются следующие приемы, игры и упражнения:
- лепка;
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание, лабиринты);
- аппликация;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины).
Таким образом, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна носить комплексный характер, должны не только решаться задачи по устранению или сглаживанию основного дефекта, но и по всестороннему развитию каждого ребенка.
Библиографический список
1.       Козырева О.А. Анализ дефиниции «лицо с ограниченными возможностями здоровья»// The Newman In Foreign Policy. 2017. № 37 (81). С. 148-151.
2.       Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. М.: Просвещение, 1990. 143 с.
3.       Сайт ОГКУЗ «Белгородский дом ребёнка специализированный» [Электронный ресурс]. URL: http://domrebenka.belzdrav.ru/ (дата обращения: 29.06.2021)