2023 2022
1 (219) 2023

Шевцова Т.Н. КОНСПЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЛЕПКА ДЫМКОВСКОГО КОНЯ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Цель: знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.

Задачи:

1. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.

2.Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию, интерес к лепке;

3.Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.

Материалы и оборудование: картинки дымковской игрушки, пластилин, дощечки, салфетка, подставка под изделие.

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Используемые методы и приёмы:

методы – словесный, наглядный, практический.

приёмы – объяснение, показ, рассматривание, разминание, раскатывание, сплющивание, присоединение, сглаживание, отщипывание, надавливание, оттягивание, вытягивание, «создание успеха».

Предварительная работа:

- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

- лепка элементов дымковского узора;

- разучивание стихотворений.

Ход занятия

Установление эмоционального контакта

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Ребята улыбнемся друг другу, и нашим гостям.

- Сегодня я предлагаю вам поговорить немного об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами, которые умеют превращать различные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесных игрушках, которые сейчас есть у вас. Чаще всего их мастерили сами родители. Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село…. Ребята как вы думаете, про какое село я сейчас говорю. Дымково…. А знаменито это село своими игрушками, которые называются (ответы детей) дымковскими.

Ребята, а какие вы помните дымковские игрушки? (перечисляем).

Скажите, какие они? (нарядные, веселые, праздничные).

- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.

- Какие цвета брали для росписи игрушек?

Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный.

А хотите стать дымковскими мастерами и слепить дымковского коня? (ответы детей).

(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).

Но сначала мы его рассмотрим.

- из какого материала сделан дымковский конь? (глина).

- какие части можно выделить в игрушке?

(туловище, голова, шея, ноги, грива, хвост).

- туловище какой формы? (овал)

- голова какой формы? (маленькая, вытянутая).

- какая шея? (длинная).

- Какие ноги? (похожи на столбики, или длинные овалы).

Воспитатель: вот ребята мы с вами и рассмотрели дымковского коня. А для того, чтобы слепить дымковского коня я вам предлагаю стать мастерами.

Но для того, чтобы лучше нам лепилось надо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои

Их как хочешь, поверни.

По дорожке белой, гладкой,

Скачут пальцы, как лошадки,

Чок – чок - чок, чок – чок – чок,

Скачет резвый табунок.

Рассматривание альбома со схемой лепки дымковского коня:

С чего начнем работу?

1. Дымковского коня начинаем лепить с туловища. Перед вами два куска пластилина. От одного из кусков отщипываем большой кусок и раскатываем столбик. У нас получится туловище.

2. Затем делим оставшийся кусок пластилина на 4 небольших кусочка и раскатываем небольшие колбаски. Это будут ноги коня. Ноги к туловищу прикрепляем методом примазывания.

3. Голову с шеей нужно вылепить из следующего куска пластилина. Лепим толстую колбаску и сгибаем от нее небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем нужно тщательно примазать и разгладить.

5. Уши делаем вытягиванием.

6. А потом изготовляем гриву и хвост. Для гривы раскатываем тонкую колбаску, сгибаем ее пополам и немного закручиваем как веревочку. Затем прикрепляем ее на голову между ушами. Хвост коня лепим так же, как и гриву и прикрепляем его на заднюю часть туловища.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы использую напоминание, указание, помощь.

В середине занятия физ. минутка.

Физ. минутка:

Конь меня в дорогу ждет - руки сцеплены в замок перед собой,

Бьет копытом у ворот - ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног

На ветру играет гривой пышной,

сказочно красивой - покачивания головой, затем наклоны в стороны.

Быстро на седло вскочу,

Не поеду – полечу - подскоки на месте

Цок - цок - цок,

Цок - цок – цок - руки полусогнуты в локтях перед собой

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой – помахать рукой.Ребята, мы слепили с вами каких коней? (дымковских). Мне кажется, они у нас не совсем получились дымковские, они белые. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете украшать коня. Подумали? Да, дымковские кони очень красивы и на них изображены круги, точки, полоски, волнистые линии.

(Дети украшают своего коня)

Ребята, а теперь давайте с вами устроим свою выставку «Дымковских игрушек» в нашей мастерской и рассмотрим их. Посмотрите какие замечательные игрушки у нас получились. Какие игрушки вам нравятся больше? Почему? Вам понравилось наше занятие. Сегодня вы стали настоящими мастерами. Молодцы.