Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf
Цель: знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.
Задачи:
1. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.
2.Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию, интерес к лепке;
3.Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Материалы и оборудование: картинки дымковской игрушки, пластилин, дощечки, салфетка, подставка под изделие.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Используемые методы и приёмы:
методы – словесный, наглядный, практический.
приёмы – объяснение, показ, рассматривание, разминание, раскатывание, сплющивание, присоединение, сглаживание, отщипывание, надавливание, оттягивание, вытягивание, «создание успеха».
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- лепка элементов дымковского узора;
- разучивание стихотворений.
Ход занятия
Установление эмоционального контакта
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Ребята улыбнемся друг другу, и нашим гостям.
- Сегодня я предлагаю вам поговорить немного об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами, которые умеют превращать различные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесных игрушках, которые сейчас есть у вас. Чаще всего их мастерили сами родители. Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село…. Ребята как вы думаете, про какое село я сейчас говорю. Дымково…. А знаменито это село своими игрушками, которые называются (ответы детей) дымковскими.
Ребята, а какие вы помните дымковские игрушки? (перечисляем).
Скажите, какие они? (нарядные, веселые, праздничные).
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный.
А хотите стать дымковскими мастерами и слепить дымковского коня? (ответы детей).
(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).
Но сначала мы его рассмотрим.
- из какого материала сделан дымковский конь? (глина).
- какие части можно выделить в игрушке?
(туловище, голова, шея, ноги, грива, хвост).
- туловище какой формы? (овал)
- голова какой формы? (маленькая, вытянутая).
- какая шея? (длинная).
- Какие ноги? (похожи на столбики, или длинные овалы).
Воспитатель: вот ребята мы с вами и рассмотрели дымковского коня. А для того, чтобы слепить дымковского коня я вам предлагаю стать мастерами.
Но для того, чтобы лучше нам лепилось надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки,
Чок – чок - чок, чок – чок – чок,
Скачет резвый табунок.
Рассматривание альбома со схемой лепки дымковского коня:
С чего начнем работу?
1. Дымковского коня начинаем лепить с туловища. Перед вами два куска пластилина. От одного из кусков отщипываем большой кусок и раскатываем столбик. У нас получится туловище.
2. Затем делим оставшийся кусок пластилина на 4 небольших кусочка и раскатываем небольшие колбаски. Это будут ноги коня. Ноги к туловищу прикрепляем методом примазывания.
3. Голову с шеей нужно вылепить из следующего куска пластилина. Лепим толстую колбаску и сгибаем от нее небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем нужно тщательно примазать и разгладить.
5. Уши делаем вытягиванием.
6. А потом изготовляем гриву и хвост. Для гривы раскатываем тонкую колбаску, сгибаем ее пополам и немного закручиваем как веревочку. Затем прикрепляем ее на голову между ушами. Хвост коня лепим так же, как и гриву и прикрепляем его на заднюю часть туловища.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы использую напоминание, указание, помощь.
В середине занятия физ. минутка.
Физ. минутка:
Конь меня в дорогу ждет - руки сцеплены в замок перед собой,
Бьет копытом у ворот - ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног
На ветру играет гривой пышной,
сказочно красивой - покачивания головой, затем наклоны в стороны.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу - подскоки на месте
Цок - цок - цок,
Цок - цок – цок - руки полусогнуты в локтях перед собой
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой – помахать рукой.Ребята, мы слепили с вами каких коней? (дымковских). Мне кажется, они у нас не совсем получились дымковские, они белые. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете украшать коня. Подумали? Да, дымковские кони очень красивы и на них изображены круги, точки, полоски, волнистые линии.
(Дети украшают своего коня)
Ребята, а теперь давайте с вами устроим свою выставку «Дымковских игрушек» в нашей мастерской и рассмотрим их. Посмотрите какие замечательные игрушки у нас получились. Какие игрушки вам нравятся больше? Почему? Вам понравилось наше занятие. Сегодня вы стали настоящими мастерами. Молодцы.
Цель: знакомство с народной игрушкой и приемами её лепки и росписи.
Задачи:
1. Познакомить детей с росписью дымковской игрушки.
2.Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, фантазию, интерес к лепке;
3.Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев.
Материалы и оборудование: картинки дымковской игрушки, пластилин, дощечки, салфетка, подставка под изделие.
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Используемые методы и приёмы:
методы – словесный, наглядный, практический.
приёмы – объяснение, показ, рассматривание, разминание, раскатывание, сплющивание, присоединение, сглаживание, отщипывание, надавливание, оттягивание, вытягивание, «создание успеха».
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- лепка элементов дымковского узора;
- разучивание стихотворений.
Ход занятия
Установление эмоционального контакта
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Ребята улыбнемся друг другу, и нашим гостям.
- Сегодня я предлагаю вам поговорить немного об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна Русь славилась своими чудо-мастерами, которые умеют превращать различные материалы в удивительные творения. А вот в старину ребятишки не могли даже мечтать о таких чудесных игрушках, которые сейчас есть у вас. Чаще всего их мастерили сами родители. Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село…. Ребята как вы думаете, про какое село я сейчас говорю. Дымково…. А знаменито это село своими игрушками, которые называются (ответы детей) дымковскими.
Ребята, а какие вы помните дымковские игрушки? (перечисляем).
Скажите, какие они? (нарядные, веселые, праздничные).
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
Круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии.
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
Желтый, синий, красный, зеленый, белый, черный.
А хотите стать дымковскими мастерами и слепить дымковского коня? (ответы детей).
(Предлагаю детям пройти и сесть за столы).
Но сначала мы его рассмотрим.
- из какого материала сделан дымковский конь? (глина).
- какие части можно выделить в игрушке?
(туловище, голова, шея, ноги, грива, хвост).
- туловище какой формы? (овал)
- голова какой формы? (маленькая, вытянутая).
- какая шея? (длинная).
- Какие ноги? (похожи на столбики, или длинные овалы).
Воспитатель: вот ребята мы с вами и рассмотрели дымковского коня. А для того, чтобы слепить дымковского коня я вам предлагаю стать мастерами.
Но для того, чтобы лучше нам лепилось надо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
По дорожке белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки,
Чок – чок - чок, чок – чок – чок,
Скачет резвый табунок.
Рассматривание альбома со схемой лепки дымковского коня:
С чего начнем работу?
1. Дымковского коня начинаем лепить с туловища. Перед вами два куска пластилина. От одного из кусков отщипываем большой кусок и раскатываем столбик. У нас получится туловище.
2. Затем делим оставшийся кусок пластилина на 4 небольших кусочка и раскатываем небольшие колбаски. Это будут ноги коня. Ноги к туловищу прикрепляем методом примазывания.
3. Голову с шеей нужно вылепить из следующего куска пластилина. Лепим толстую колбаску и сгибаем от нее небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем нужно тщательно примазать и разгладить.
5. Уши делаем вытягиванием.
6. А потом изготовляем гриву и хвост. Для гривы раскатываем тонкую колбаску, сгибаем ее пополам и немного закручиваем как веревочку. Затем прикрепляем ее на голову между ушами. Хвост коня лепим так же, как и гриву и прикрепляем его на заднюю часть туловища.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы использую напоминание, указание, помощь.
В середине занятия физ. минутка.
Физ. минутка:
Конь меня в дорогу ждет - руки сцеплены в замок перед собой,
Бьет копытом у ворот - ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног
На ветру играет гривой пышной,
сказочно красивой - покачивания головой, затем наклоны в стороны.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу - подскоки на месте
Цок - цок - цок,
Цок - цок – цок - руки полусогнуты в локтях перед собой
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой – помахать рукой.Ребята, мы слепили с вами каких коней? (дымковских). Мне кажется, они у нас не совсем получились дымковские, они белые. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете украшать коня. Подумали? Да, дымковские кони очень красивы и на них изображены круги, точки, полоски, волнистые линии.
(Дети украшают своего коня)
Ребята, а теперь давайте с вами устроим свою выставку «Дымковских игрушек» в нашей мастерской и рассмотрим их. Посмотрите какие замечательные игрушки у нас получились. Какие игрушки вам нравятся больше? Почему? Вам понравилось наше занятие. Сегодня вы стали настоящими мастерами. Молодцы.