Выпуск № 10 (85) 2021

Дронова А.Н., Гнедина А.С. Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с использованием наглядного материала на тему «Развитие логического мышления»

Цель: продолжать учить решать задачи, закрепить навыки счета в пределах 10, умения работать на листе в клеточку, работать со счетными палочками.
Задачи:
1. Образовательные
·           закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам
·           продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из цифр;
·           закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов, познакомить с геометрической фигурой параллелограмм;
2. Развивающие
·           развивать логическое мышление, память, воображение, внимание; сообразительность
·           развивать умение пользоваться план-схемой при составлении рисунков.
·           активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
·           совершенствовать навыки учебной деятельности;
3. Воспитательные
·           воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.
Предварительная работа: составление и решение задач, решение примеров, игра «Танграм», отгадывание загадок.
Оборудование и материалы: картинки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса - персонажи сказки «Колобок».
Раздаточный материал: листочки в клеточку, простые карандаши, цыфры:4,3,7; знаки: +,=; картинки зайцев, счетные палочки, танграм.
Ход НОД:
1.       Организационный момент.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки?
- Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной из них. Название этой сказки вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК).
Воспитатель: Правильно, это Колобок.

Главный герой, пришел к нам на занятие (Воспитатель вешает картинку на доску).

Испекла бабка колобок и на окошке оставила студить. Веселый, доверчивый колобок! Помните, сколько зверей и опасностей было на его пути? Но сегодня мы постараемся вместе с колобком помочь избежать неожиданных неприятностей всем героям сказки. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю поиграть с мячом. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.
Интеллектуальная разминка
·           Сколько дней в неделе? (7)
·           Сколько углов у квадрата? (4)
·           Сколько хвостов у пяти коров? (5)
·           Сколько лап у двух гусей? (4)
·           Какие арифметические знаки вы знаете? (+,-)
·           Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…? (короче линейки)
·           Если стол выше стула, то стул…? (ниже стола)
·           Если дорога шире тропинки, то тропинка? (уже дороги)
·           Назови соседей цифры 5, 6, 7 (4,6/5,7/6,8)
·           Назови соседа цифры 7 слева, справа. (6,8)
·           Назови число, следующее за числом 5. (6)
·           Сколько месяцев в году? (12)
·           Назови предыдущее число 5, последующее… (4, 6)
·           Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
Воспитатель: Вам понравилось играть? И мне понравились ваши правильные ответы. А теперь проходите на свои места.
2. Основная часть.

Воспитатель: Надоело нашему колобку лежать пора в путь дорогу. Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц.
Колобок: Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?
Заяц: Здравствуйте. Мой братишка попал в капкан, помогите ему освободиться.
Воспитатель: А что мы должны сделать?
Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.
Воспитатель (берет записку): Не волнуйся зайчик, мы поможем тебе. Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания, вы готовы? Давайте разомнем пальцы.
Стоит в поле теремок
На двери висит замок
Открывает его волк
Дерг-дерг, дерг-дерг
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок
Воспитатель: Откройте тетради, возьмите карандаш.
Графический диктант «Ключ»
Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Вы догадались для чего он нам нужен? (Чтобы открыть капкан)

Заяц: Спасибо вам, друзья, вы верно выполнили задание. Но ключиков у вас получилось много, вот сколько, а чтобы открыть капкан нам нужен ключик под номером 9. Чтобы узнать, какой это ключик, вы должны решить примеры и узнать ответ.
- Молодцы, правильно. Спасибо, до свидания.
3 часть.
Воспитатель: А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.
Колобок: От чего грустишь, зубастый?
Волк: Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Помогите мне ребята
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи-
Буду благодарен вам!
Воспитатель: Дети, давайте научим волка составлять и решать задачи.
Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе.
Воспитатель:
- Посмотрите, сколько зайцев сидят под деревом? (4).
- Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3).
- Давайте составим про них задачу.
Воспитатель:
- О ком задача? Что говорится о зайцах? (Они сидели под деревом).
- Сколько их было сначала? (4).
- Сколько прибежало потом? (3).
- Зайцев меньше или больше стало? (Больше).
- Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (Сложить)
- А какой вопрос в задаче? (Сколько всего зайцев под деревом?). Составим задачу.
Ребенок: Под деревом сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3. Сколько зайцев стало под деревом?
Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок пишет мелом на доске решение 4 + 3 = 7)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Волк: Спасибо колобок тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи. До свидания
Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас покажем колобку, что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.
Физкультминутка
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
4 часть.

Воспитатель: Покатился колобок дальше.
Навстречу ему медведь
Да как начал реветь!
Погодите, медведь, не ревите,.
Объясните, чего вы хотите?
Медведь: Я очень люблю мед, но мои улья кто-то поломал. Помогите мне, ребята.
Воспитатель: Ребята, поможем медведю? Нам понадобятся счетные палочки. Открываем счетные палочки и надо отложить семь палочек. Из семи счетных палочек составьте 3 равных треугольника. Из этих палочек мы и простроим медведю улей. Нужно сложить 3 равных треугольника.

Воспитатель: Сколько счетных палочек использовали? (7). Сколько треугольников получилось (3).
Медведь: Большое спасибо, я очень рада, что Вы мне помогли. Теперь я научился у вас делать ульи. Мне пора в лесную школу. До свидания.
5 часть.
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста. Я пообещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась. Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.

Дидактическая игра «Танграм»
(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). Посмотрите внимательно и запомните, я лист переворачиваю, а вы выполняйте. (Дети выполняют задание) Теперь проверяйте. (Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).
Лиса: Спасибо Вам большое ребята!
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Что понравилось? Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.
Колобок:
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый - просто молодец!
Путешествию - конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!