Выпуск № 65 (140) 2021

Абакумова Д.М. Влияние конструктивной деятельности на развитие дошкольника

Аннотация. В работе дан анализ влияния изменения предметно развивающей среды на практическую деятельность и психоэмоциональный фон дошкольников.
Целью является комплексное использование всех видов конструирования, предусматривающее дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллекта, художественного развития, включая детей со слабой и сильной мотивацией. Практическая ценность разработки в том, что работа, проводимая с дошкольниками, включает нетрадиционные приёмы при её организации, привлекает родителей как неотъемлемых участников воспитательно - образовательного процесса. Ключевые слова: цели, эксперимент, правила детского коллектива, подручный материал, проект.
Роль конструктивной деятельности на развитие дошкольника трудно переоценить. Но существующие методики не всегда отвечают требованиям ФГОС, а главное, потребностям детей. «Ложная игра» отнимает силы у взрослого, привыкшего контролировать, предостерегать от неудач, диктовать свои правила. Такая игра не приносит ни радости, ни знаний, ни навыков детям. В процессе конструктивной деятельности преследуются следующие цели: Образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работ и т.д.). Развивающая (развитие мелкой моторики, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности).
Воспитательная (воспитывается желание работать и завершить начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность, умение работать в коллективе, подчиняясь общим правилам). Для успешного выполнения этих задач требуются нетрадиционные приемы. Поставив своей целью дать детям больше свободы, учиться на своих ошибках и самостоятельно делать выводы, я и мои коллеги решили изменить подход к детской игре и конструированию в частности.
Первым из экспериментов стало появление сложенных картонных коробок разного размера в группе и предоставление возможности детям сложить их так, чтобы коробка имела дно. Для достижения цели воспитанники использовали различные способы: заклеили скотчем, клеем, закрепили карандашом, собрали классическим способом. Снятое видео позволило обсудить с детьми, коллегами и родителями практичность вариантов, предоставить возможность сделать выводы самим строителям. Этот опыт стал в дальнейшем правилом: после пробного действия по фотографиям и видео обсуждаются все допущенные ошибки, неудачи, делаются выводы. В процессе работы, после её окончания детьми делаются зарисовки для дальнейшего усовершенствования созданных построек.
Для умения применить полученные навыки на практике в повседневной жизни в своей работе мы используем не только привычные виды конструкторов, но и коробки, спилы деревьев, ветки, пластиковые трубы, бутылки, крышки от них, старые диски, видеокассеты, пластиковые и деревянные коробки из-под фруктов. Объёмный строительный материал требует большего пространства. Поэтому кроме построек на участке, в группе было задействовано пространство других комнат группы. Показателем и достижением проделанной работы стал завершённый проект «Реконструкция городского водохранилища». Этапы проекта, включающие просмотр фотографий, видео, составление чертежей, зарисовок, изготовление атрибутов: надписи объектов, конструирование из бумаги и бросового материала скамеек, зонтиков, горок, позволили ребятам защитить проект и предоставить продукт проекта: макет водохранилища на конференции работников образования, многие объекты из которого были взяты во внимание руководством города для их практического использования.
Нельзя не отметить связь с другими видами деятельности: так, например, по собственному чертежу дети определяют количество необходимых деталей, их пространственное расположение, речь детей обогащается словарным запасом по теме строительства. Взаимоотношения ребят во время совместных построек, возникающие конфликтные ситуации: нежелание играть совместно, спор из-за правил игры, обязанностей персонажа, желание примерить на себя роль лидера приводят к ссорам, а порой и к дракам. В случае ссоры важно разобраться в причинах конфликта. Вопросы воспитателя: Из-за чего произошёл спор? Вы пытались разрешить конфликт между собой? Как можно было избежать ссоры, что должен был сделать каждый из вас? Было принято решение создать общие правила. После споров, дебатов они были приняты всеми. В группе должен быть ответственный (эту роль примеряет на себя каждый). Если не понял – переспроси. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Работать должен каждый на общий результат. Примером такой работы послужило желание родителей дополнить предметно-развивающую среду на участке постройками из подручного материала: поддонов, спилов, пластиковых труб. Слаженная работа превратила участок в отличное место, позволяющее удовлетворить все виды деятельности воспитанников во время прогулки.
Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. Надеемся, что опыт нашей работы будет полезен для работы других дошкольных учреждений.
Литература:
1. Куцакова Л.В. Коструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. ФГОС ДО // Издательство «Сфера» 2017. – 240 с. 
2. Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. ФГОС ДО // Издательство: ИД Цветной мир, 2015. – 176 с. 42.