Выпуск № 18 (44) 2020

Сергеева С.М. Детская музыкальная экспериментальная лаборатория: изучаем, экспериментируем, творим

Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через систему позитивных отношений, которые с одной стороны, выражаются в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, с другой — дают возможность детям выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление, а с другой стороны ребенок получит необходимые знания, навыки, которые пригодятся ему в жизни.
Изучая свою музыкальную деятельность, для развития стойкого интереса детей к музыкальному искусству, я решила создать музыкальную экспериментальную лабораторию, в которой дети смогут познакомятся со свойствами звука, поучаствуют в интересных опытах со звуками, а полученные знания воплотят в своей творческой деятельности, например: сделают свои музыкальные инструменты и научатся сочинять свои мелодии, поучаствуют в концертах, выставках вместе с родителями, научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она служила во благо ребенка, а не во вред.
Цель исследовательской деятельности в детской музыкальной лаборатории Развивая у детей познавательную активность, способствовать развитию природной музыкальности, креативного потенциала экспериментирования со звуком, тембром и ритмом.
Задачи:
- Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука;
- развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников;
- развитие у детей умственных способностей;
- развитие у детей комплекса музыкальности: чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость, музыкальная память, музыкальный слух;
- развитие мыслительных способностей, анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Технология и методические программы, помогающие мне в работе моей экспериментальной лаборатории- «Детство с музыкой» Гогоберидзе и Дергунская., Т.Э.Буренина «Бим-Бам, Бом» и Т.Н.Девятова «Звук-волшебник».
В процессе работы музыкальной лаборатории мы с детьми:
Изучаем начиная с ясельной группы виды и звучание простейших музыкальных инструментов, обращая внимания на тембр звучания инструмента.
- знакомимся с различными музыкальными инструментами;
- посещаем музеи и знакомимся с народными инструментами;
- устраиваем концерты выпускников детского сада, обучающихся в музыкальных школах и играющих на различных музыкальных инструментах.
Экспериментируем:
-злаки и звуки.
-музыка из шарика.
-лесенка звука.
-как распространятся звук.
-ритмы пуговиц.
Музыкальный руководитель: Итак, давайте знакомится: я профессор музыкальных наук (надевает шапочку и накидку), и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Педагоги: Ученые - это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.
Музыкальный руководитель: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.
Музыкальный руководитель: Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука?
(Выслушиваются варианты ответов детей-педагогов; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений)
Музыкальный руководитель: Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная.
Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Кто же это?
Дети-педагоги: Звуки.
Музыкальный руководитель: А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Опытов со звуком».
Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых.
Попробуем ответить на некоторые вопросы.
¾      Почему всё звучит?
¾      Какие из услышанных звуков можно отнести к музыкальным?
(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике.)
¾      А что можно сказать про топот ног, скрип двери?
(Это шумы, бытовые звуки.)
¾      Почему мы слышим эти звуки?
¾      Что такое звук?
Педагогам предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у).
Музыкальный руководитель:: А как распространяется звук? (ответы)
Муз.рук. предлагает педагогам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.
Музыкальный руководитель: Что для этого сделали? (сказали громким голосом)
¾      Откуда выходили громкие звуки (из горла)
Поднося руку к горлу, произнести слова то шепотом, то громко.
¾      Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (в горле что-то дрожит).
¾      Что почувствовали, когда говорили шепотом? (дрожания нет).
Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.
¾      Что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее – звук усилится).
При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить.
Музыкальный руководитель: Можно ли увидеть звук?
Опыт с бумажными рупорами
Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.
¾      Кто из вас может показать, как меняется голос?
Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.
¾      А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)
¾      И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точноотзовётся в лесу эхо.
Музыкальный руководитель: Предлагаю поэкспериментировать с пуговицами разного размера. Угадать первое слово помогут нам волшебные пуговицы. Возьмите, пожалуйся, пуговицы. Оденьте большие пуговицы на большой и средние пальцы, а маленькие на указательные пальцы.
Игра ритмического рисунка на пуговицах под музыку
Музыкальный руководитель: Как наши пуговицы играли? Большие и маленькие пуговицы играли одинаково?Ответы
Музыкальный руководитель: Вы правы: Большие пуговицы играли медленно, а маленькие –быстро. А как называется чередование длинных и коротких звуков?
Ответ: ритм.
Музыкальный руководитель: Правильно. А вы обратили внимание, что большие пуговицы звучать низко, а маленькие высоко? Таким образом, эти волшебные пуговицы можно использовать для знакомства с детьми с ритмом и высотой звука.
Музыкальный руководитель: В процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.
Конечный результат экспериментальной деятельности со звуками.
1. Воспитание любознательной активной творческой личности
2. Умение изготавливать простые шумовые музыкальные инструменты
3. Умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии
4. Желание слышать и слушать музыку, испытывая при этом положительные эмоции различной силы переживания: радость, восторг, ликование, задумчивость, печаль.
5. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской экспериментальной музыкальной лаборатории.
Д. Д. Кабалевский отмечал, что детей в известном смысле можно уподобить путешественникам, собирающимся в далекий путь.
Я как опытный путеводитель, гид помогаю детям изучить этот прекрасный мир под название «Музыка», и в дальнейшем они сами будут познавать самые укромные уголки этого чудесного мира-Музыка.

Библиографический список
1.       «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2.       А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. -СПб.: Детство-Пресс, 2010.
3.       Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
4.       Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей: Вып. 1: Игры звуками! СПб.: ЛОИРО, 2003.
5.       Т.Н.Девятова. Звук-волшебник. Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста.:Линка-Пресс, 2006.